Мечети Казани Частное исследование [большинство фотографий кликабельно] |
|
|
В связи с тем, что яндекс передаёт «народный» хостинг сайтов сторонней компании (uCoz), пополнение сайта приостанавливается. До выяснения какого характера рекламные блоки новый хостер собирается вешать на страницы хостящихся. Этот хостер известен обилием рекламных блоков характера 18+ потому возможно в ближайшее время превентивно будет удалено и содержание этой страницы, с тем, чтобы описание мечетей не соседствовало с подобной беспринципной рекламой. Потому часть контента по возможности удаляется, до выяснения условий предлагаемых новым хостером. Кроме того неизвестно, будет ли им оставлена возможность залива контента по фтр (сейчас это не действует) и т.п. Сайт имеет резервную копию, и всегда может быть восстановлен. О будущих планах развития сайта можете узнавать в моём жж и в жж-сообществе kraeved16
Сейчас самая известная мечеть Казани расположена на территории Кремля. Это соборная мечеть Кул Шариф, которая была построена к празднованию тысячелетия города, одновременно являясь и шагом к установлению баланса культур и конфессий, преобладающих в нашей республике, который был нарушен в 1552 году. После разрушения государственности Казанского ханства Ислам стал запрещенной гонимой религией. Возведение этой грандиозной мечети и дань памяти Казанскому ханству, его развитой культуре, и символ возрождения национальных ценностей. А сама мечеть названа в честь одной из пяти прежних мечетей Казанского кремля, которая носила имя своего основателя сеида Кул Шарифа. Подробнее об этой мечети можно прочесть на её официальном сайте.
Строениями территории Казанского кремля восхищались очевидцы (А.Курбский) и даже завоеватели (Иван IV), но конечно, та древняя мечеть была совершенно другой. Она хоть была неописуемо прекрасной и имела даже восемь минаретов, всё же скорее всего не такой грандиозной как нынешняя. Ведь крепостная стена казанского кремля, по сравнению с нынешней мечетью Кул Шариф, выглядит невзрачным паребриком, что неприемлемо для города-крепости, которым был Казанский кремль. Да, только сейчас и нет той надобности в защитных свойствах крепостной стены. Средства ведения войны и способы фортификации стали совершенно иными, актуальность кремлёвской стены в её связи с длительным этапом истории края. Нынешняя соборная мечеть Кул Шариф имеет республиканское значение, и до недавнего времени претендовала на место самой большой мечети в Европе. Но сейчас в Грозном открылась новая мечеть ещё более грандиозная по размерам. Ведь господин Кадыров претендует на лидерское участие Чечни в диалоге между РФ и Дар аль-ислам (Миром ислама).
В тёмное время суток мечеть Кул Шариф великолепно освещается, имеется подсветка и куполов четырёх её минаретов. И днём эту мечеть наряду со знаменитой «падающей» башней Сююмбеки, можно увидеть с очень большого расстояния, т.к. территория казанского кремля находится на высоком холме. Но в вечернее время, благодаря подсветке, Кул Шариф можно видеть и с бóльшего расстояния. Даже при праздничном освещении и запуске фейерверков освещённые купола мечети выделяются на общем фоне. Но для нынешних мусульман посещающих соборную мечеть не это главное, хотя гордость за такое проявление возрождения веры их предков они, несомненно, испытывают.
После 1552 года для мусульман Поволжья наступили тяжёлые времена, только к концу XVIII века, политика царской России в этом вопросе изменилась. Теперь мусульманам разрешалось строить мечети, а открывающиеся при мечетях медресе становятся подлинно просветительскими учреждениями. После большевистского октябрьского переворота религиозные институты были отделены от государства. Однако на первых порах у мусульман не было проблем. Был организован Центральный мусульманский комиссариат Советской России. На первых порах большевистское правительство достаточно благосклонно взирало на "самоорганизующихся" мусульман, карты им смешал чехословацкий мятеж и начавшаяся гражданская война. Тем не менее, отдельные представители духовенства начали организовывать религиозные школы еще в 1924-1925 гг., однако настоящий бум этой кампании приходится на 1926 год. К 1 апреля 1926 г. количество религиозных школ по республике по официальным данным достигало 684 с 17498 учащимися. В Казани об этом этапе истории нашей страны свидетельствует Закабанная Мечеть, построенная в 1924-26 годах в честь 1000-летия принятия ислама в Поволжье. Мечеть эта расположена на восточном (противоположном Татарской слободе) берегу озера Кабан (ул.Х.Такташа, 26), чего не могло быть в дореволюционной Казани, т.к. мусульманская часть населения была сосредоточена на западном берегу Кабана. Её двухэтажное здание, со смещённым относительно продольной оси мощным минаретом, было построено по проекту архитектора А.Печникова. Сам минарет, своим основанием напоминает знаменитые минареты Магриба, например, минареты аль-Кутыбьи (Марракеш), мечети Рибата, минарет Кордовской мечети или экс-минарет Хиральда (Севилья). Особенно явственно это проступает на отдельной фотографии минарета Закабанной мечети. Сейчас эту мечеть, расположенную возле набережной озера Кабан, плохо видно даже с противоположного берега, т.к. её со всех сторон загораживает современная мегазастройка, это и Фитнесс-клуб, здание АкБарс-банка и супермаркет Бахэтле.
По информации Забировой Фариды, проект Закабанной мечети был создан архитектором Печниковым ещё до революции, а воплощён уже позже рядом с домом, где жил архитектор. Этот дом сохранён и поныне. Но как рухнула в небытие царская Россия, так и испарились политические обещания большевиков. По мере утверждения в стране тоталитарной системы, доминировать начинают теория и практика воинствующего атеизма, 8 апреля 1929 года «староста Всея Руси» М.И.Калинин подписывает постановление Президиума ВЦИК "О религиозных объединениях". С середины 30-х годов начинается массовое закрытие церквей, мечетей. На мусульманское духовенство, которое рассматривалось уже как скрытая контрреволюционная сила, обрушиваются массовые репрессии. Минареты мечетей, как потенциальные «вражеские пулемётные гнёзда», начинают сносить.
В послевоенный период в Казани действующей была только мечеть аль-Марджани (ул.К.Насыри, 17). Она является одной из ранних каменных мечетей в городе и построена местными татарскими мастерами (1766-1770гг.) по проекту В.И.Кафтырева. Первоначально мечеть называлась «Первой приходской» или Юнусовской, затем аль-Марджани. Она расположена недалеко от западного берега оз.Кабан рядом с медресе (сейчас это Казанский исламский колледж) и домом выдающегося татарского учёного, историка и энциклопедиста Ш.Марджани. Высота минарета этой мечети около 30 метров. В дореволюционной Казани здание мечети Марджани доминировало среди невысокой жилой застройки Старо-Татарской слободы.
После трагического для волжских татар 1552 года, они, оттеснённые в Казани к болотистым местам закабанья, в образованную тогда Старотатарскую слободу, по царскому указу не имели права строить мечети. Однако, в разросшейся на протяжении XVII- начала XVIII в., Старотатарской слободе, мечети всё же строились, но все они были деревянные. Когда в 1742 г. Казань очень сильно пострадала от пожаров, выгорела и Старотатарская слобода. Во всём решили обвинить татар. Казанский архиерей Лука Канашевич на фоне этой ситуации смог добиться указа от 19 ноября 1742г. об уничтожении мечетей и запрете строить новые. Это вызвало массовые волнения татарского населения. В результате правительственный Сенат пошёл на уступки, и выдал разрешение на построение новых мечетей, вместо снесённых. Но строительство мечетей очень жёстко регламентировалось. Во время второго не менее разорительного пожара 1749 года, история повторилась. Только с правления Екатерины II начались перемены в действиях власти: от жёсткой христианизаторской политики с откровенно антимусульманской направленностью, к более гибкой и прагматичной. Символом того времени стал указ императрицы «О терпимости всех исповеданий», ислам теперь вместо гонимой, стал «терпимой» религией в Российской империи. Разрешение на возведение Первой соборной мечети (мечеть Марджани) было дано самой Екатерины II, во время ею посещения губернского центра. В Казани она соизволила принять делегацию от татарского населения, благосклонно выслушать их прошение о прекращении гонений и дозволения построить жителям слободы две каменные мечети. Императрица, заинтересованная в укреплении владений, и дабы не плодить внутренних врагов и недовольных властью, повелела губернатору А.Н.Квашнину-Самарину издать соответствующее разрешение и не препятствовать татарам в строительных работах.
Совсем рядом с мечетью
|
|
|
Вид Апанаевской мечети. Литография худ.Э.Турнерелли, перв.половина XIX века |
|
|
Марджани, по адресу ул.К.Насыри, 27, находится ещё одна из ранних каменных мусульманских построек, сохранившихся в городе. Это Апанаевская (Галеевская) мечеть, построенная в 1768-1769 гг на средства купца Якуба Султангалеева. Другое её название говорит о том, что мечеть находилась на попечении у богатой купеческой семья Апанаевых. Так называемый «второй» дом Апанаевых, находится совсем рядом с мечетью и также являющимся важным архитектурным памятником Казани второй половины XVIII века. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в начале 1930-х гг. В советское время своды залов были разрушены и внутреннее пространство разделено на три этажа. В 1995 году здание было передано верующим. В настоящий момент мечеть находится в процессе реставрации.
Неблагоустроенный район промзоны, разросшейся в советский период на окраине Татарской слободы, из-за удалённости и разбитых подъездных путей, затрудняет доступ к одной из красивейших мечетей Казани – Азимовской.
Эта мечеть была построена в 1887 году на средства купца Азимова,
причём, на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 г. По свидетельству Ш.Марджани, возникновение её прихода относится уже к 1810, когда юго-западная сторона города в районе деревни Плетни стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевыех, Китаевых. Хаджа Габдельмазит бин Абубакир бин Ураза аль-Наласави (умер в 1827 г.) выделяет средства на возведение здесь одноэтажной деревянной мечети без минарета. Теперь, живущие здесь мусульмане получили возможность читать пятикратный намаз не совершая длительный переход в мечеть «Иске-Таш» (о ней речь ниже) расположенную в Новотатарской слободе, куда здешние мусульмане ходили на пятничные и праздничные богослужения. Однако, по одним сведениям к 1851 г., по другим 1848г., деревянный молельный дом Габдельмазит-хаджи, разрушился от ветхости.
Положение дел для здешних мусульман исправил один из представителей династии купцов и
|
|
|
Здание Азимовской мечети. Фото конца XIX – начала ХХ в. |
|
|
промышленников Азимовых. Возникновение этой династии связано с предпринимательской деятельностью Назира бин Азима бин Кулахмета, имевшего в 1800 г. кожевенный завод в Кащани. Его сын, Мустафа-бай, существенно приумноживший состояние фамилии был одним из самых влиятельных купцов Казани и избирался городским главой Татарской ратуши. Его состояние оценивалось в два миллиона рублей (в пересчёте на нынешние бумажки, просто невероятная сумма). Именно Мустафа Азимов выстроил в приходе мечеть, после того, как молельный дом Габдельмазит-хаджи, разрушился от ветхости.
Расположена Азимовская мечеть в юго-западной стороне нижней части Старого города, по ул.Фаткуллина, 15, недалеко от проходной Радиозавода. Мечеть представляет кирпичный вариант традиционного типа татарских деревянных мечетей с торцовым расположением минарета и строгой ориентацией михраба по кыбле (на Мекку). Минарет Азимовской мечети высотой около 51 метра, в самом широком своём месте имеет диаметр 3 метра. В эклектических формах здания преобладают восточно-мавританский стиль, проявляющийся и в витражах фасада.
Выбравшись с ул.Фаткуллина на ул.Нариманову и двигаясь к зданию Рамстора, можно за перекрёстком возле него, увидеть увидеть Бурнаевскую Мечеть (Ахтямова,7), которая расположена на улице перпендикулярной ул.Нариманова.
Мечеть эта была построена в 1872 году на средства купца Бурнаева, причём, на месте ранее существовавшей деревянной мечети. Её минарет, возведённый в 1895 году, оформлен очень своеобразно: прямоугольная нижняя часть постепенно переходит в восьмигранные верхние ярусы, и оформлен в экзотических средневековых формах татарской и русской архитектуры.
Совсем недалеко от этого места на ул.Нариманова 28/19 можно обнаружить Голубую мечеть (1810-1815), Минарет Голубой мечети просуществовал до конца 30-х годов прошлого века, сейчас ведутся работы по его реставрации. Здание самой мечети, вроде уже приведено в надлежащий вид, но состояние окрестности возле мечети не радует…
Пожалуй, самой приметной мечетью в советский период, в силу её расположения в центральной части города, была соборная мечеть «Нурулла» возведённая у Сенного базара в 1849 году. Это перекрёсток нынешних ул.Московской (Кирова) и Парижской Коммуны. Правда, этот центр до сих пор весь в разрухе, среди которой выделяется лишь мечеть, здание Казаньгоргаза, да Минэкономики. Кирпичное здание мечети построено архитектором А.И.Песке. Внешнее оформление здания лаконично, но с элементами татарского декоративного искусства. Мусульманские каноны также соблюдены. «Нурулла» новое имя этой мечети. Мечеть сенного базара (Сенная мечеть) построенная по инициативе 1-й гильдии купца Г.М.Юнусова (1776-1842), называли Юнусовской. Торговать на сенной базар приезжали мусульманские предприниматели и из дальних краев. Не имея рядом мечети, многие из приезжающих, да и местных торговцев составлявших приход Галеевской мечети, пропускали намаз. По этой причине в те времена Сенную площадь называли «углом неверных». Именно такое обстоятельство вызвало у Г.М.Юнусова, инициативу постройки здесь мечети.
|
|
|
|
Сенная мечеть в советск. период. Фото Зуфара Баширова. |
|
|
Сенная мечеть в советск. период. Фото Зуфара Баширова. |
В книге «Казань в памятниках истории и культуры», послужившей одним из источников данной статьи, утверждается, что в дореволюционный период, приметные, но замурованные щелевидные проёмы минарета открывали доступ свету, так же как расположенные над ними круглые проёмы. Однако внимательное изучение старых дореволюционных фотографий и гравюр XIX века, не подтверждают эту версию. На старых документах запечатлевших облик этой мечети, как и сейчас, открыты только круглые проёмы минарета. В советское время минарет Юнусовской мечети был утрачен. Здесь до обратной передачи здания мечети верующим располагалось отделение искусств центральной библиотеки, фонды которой составляли альбомы, соотвветствующая периодика, ноты и граммзаписи. Именно такой, без минарета, запечатлена Сенная мечеть в альбоме выпущенном к 100-летию Г.Тукая (Казань, 1986).
|
|
|
|
|
|
|
Мечеть у Сенного базара, гравюра М.Рашевского, 1886 г. |
|
Сенная мечеть. Фото второй половины XIX в. |
|
Сенная улица и мечеть. Фото начала XX в. |
|
Сенная мечеть. Фото второй половины XIX в. |
В 1896 году к входу мечети был пристроен чугунный зонт на колоннах, заменённый в начале XX века порталом в виде мавританской подковообразной арки. Сейчас же вид таков:
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды Султановской мечети на фотографиях кон. XIX – нач. ХХвв. |
Cкорее всего портальный «зонтик» был как у Красной мечети (Усмановская-Султановская) расположенной по адресу Тукая, 14. Эта мечеть возведена в 1867 году на средства казанского купца 2-й гильдии Зиганши Бикмухаметовича Усманова (Зиганши бин Бикмухамет бин Абдулсалям бин Усман аль-Кариле, 1817-1870). Минарет этой мечети очень похож на минарет «Нуруллы», однако с возведением этой мечети связаны трудности и чинимые препоны. Строительство мечети началось в ноябре-декабре 1866 г, но осенью следующего года казанский архиерей Антоний, известный своими предубеждениями к мусульманам, обратился с жалобой к обер-прокурору Синода. В жалобе казанский архиерей высказывал опасения в связи с ростом строительства мечетей в городе, и негодовал по поводу того, что Усмановская мечеть строится недалеко от православной церкви «учреждённой в честь Тихвинской иконы Божьей Матери». Сутяжничество архиерея Антония, обращавшегося в разные высшие инстанции, длилось до 25 июля 1868 года. Именно, тогда из МВД ему пришёл отказ в ходатайстве по закрытию Усмановской мечети. Ревностный радетель веры не нашёл поддержки среди высокопоставленного чиновничества. Строительство этой мечети стало последним благодеянием Зиганши-бая (Усманова), совершившего их немало для единоверцев. Среди мусульман купец Усманов был известен не только своим богатством, но и как человек затративший немало средств и сил на укрепление и распространение ислама в губернии. Его путь к успеху, как предпринимателя был непростой. В купцы он вышел из крестьянской семьи, помогая отцу не только на пашне, но и развивая небольшую торговлю, которую его предки вели в Казани с конца XVIII века.
Умер Зиганши-бай в 1870 г., его хоронили при огромном стечении народа. На протяжении следующих двух десятилетий попечителями прихода мечети были его братья Тагир и Мухаметшакир, а также друг и компаньон купца М.Галикеев. Позже, в начале девяностых годов XIX в. Этим занялся сын благотворителя Султанабдулгазиз Зиганшевич Усманов (1868 – после 1917). Именно поэтому эта мечеть известна ещё и как Султановская.
|
|
|
|
|
Вид на Галеевскую мечеть со стороны ул.П.Коммуны |
|
Мемориальная табличка Галеевской мечети |
Но «двигаясь» в выбранном направлении мы пропустили здание
|
|
|
Купец Газизжан Мухамедович Галеев |
|
|
ещё одной исторической мечети, - Галеевской. Её большое, но из-за разросшейся зелени не самое приметное здание, расположено на перекрёстке ул.Тукаевской (Тихвинской) и ул.Парижской Коммуны. Обычно мечеть приметна издали, благодаря минарету, но минара галеевской мечети не сохранился, а в её здании сейчас расположено медресе. Эта мечеть была построена в 1798 году на средства купца Мусы Мамяша (ум. 1812г.) уроженца деревни Серда (ныне Сабинский р-н РТ). В 1882 году здание мечети было расширено за счёт пристройки с южной стороны здания. Средства на это дал купец второй гильдии Ибрангим Сагитович Уразаев (р. 1825) проект расширения сделал архитектор П.И.Романов. А в 1897 году на средства купцов М.И.Галеева и И.Г.Иманкулова мечеть была расширена как с северной, так и с южной стороны. Кроме того, в юго-западной части участка отведённого под мечеть был выстроен кирпичный флигель. До вверении должности муллы этой мечети Абдрахману Галееву в 1909 году, здесь сменилось две династии священнослужителей, но последнему в этой чреде, Мухаметюсуфу Габдерсаттаровичу Сагитову (1830-1909) пришлось вступить в конфронтационную идейную борьбу с основателем медресе «Мухаммадия» Галимзяном Баруди. Результат этой борьбы не принёс «победы» ни для одной из противоборствующих сторон. В мае 1908 года Г.Баруди был отлучён от должности имам-хатиба и руководителя медресе, и сослан властями на два года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. А Мухаметюсуф Сагитов, оставшийся в Казани, умер 14 января 1908г.
|
|
|
|
|
Вход галеевской мечети (ул.Тукаевская) |
|
Вид со стороны ул.П.Коммуны |
|
Общий вид Галеевской мечети с улицы Тукаевская |
|
|
|
|
|
|
Вид со двора тыльной стороны здания Галеевской мечети свидетельствующий о её достройках |
|
Фрагменты отделки свидетельствующие о достройках Галеевской мечети |
|
Фрагменты отделки свидетельствующие о достройках Галеевской мечети |
Какое-то время мечеть оставалась без муллы. Но с 15 марта 1909 года её приход возглавил младший брат Г.Баруди - Абдрахман Галеев. Он был казанцем по рождению (9 января 1872г.). Закончив в 1893 г. медресе, он затем в течение двух лет учился в мусульманских учебных заведениях Турции и Саудовской Аравии. Приход галеевской мечети объединял часть Тихвинской, Сенной, Большой Мещанской и Евангелической улиц.
Воспоминания моего детства, пришедшегося на советский период, имеют оригинальные ассоциации связанные со зданием одной старой мечети. Будучи поклонником скульптурного искусства, ну шибко хорошо у меня мельчайшая лепка из пластилина получалась, с детства мечтал идти по стопам дяди Cадри, ну и ещё одного папиного друга, художника оформителя Марата Рахматуллина. Для развития навыков художественного мастерства, полагая что из меня непременно выйдет выдающийся татарский скульптор-художник, направили меня учиться в 5-ю художественную школу, учёба в которой - отдельная песня. Школа эта находилась на ул Мажита Гафури, 34а. Улица начинается сразу после Автовокзала, точнее с поворота трамвайной линии в сторону Мелиты. В конце 60-х годов это был район преимущественно татарский, здесь была одна из немногочисленных татарских школ. А художественная школа №5, куда меня определили, находилась в здании мечети, которая известна под именем «Иске Таш». Мечеть эта строилась в 1830-1840 гг Местные юные жагетлар не давали кафирным художникам-шакирдам спуску, щадя среди них лишь татар :) Потому с занятий шли преимущественно большой гурьбой, т.к. не всегда в темноте можно было различить кто татар-малай, а кто урус, - в сумерках колотили всех подряд. Меня в любом случае не забижали, во-первых, татар-малай (правда, татарча, бер нарса бельмим), во-вторых, был такой тщедушной комплекции, что на меня без слёз взглянуть нельзя было. Надо было считать себя невероятным извергом, чтоб только подумать о том, что на меня можно поднять руку… Сейчас художественной школы там нет, есть лишь татарская гимназия, к мечети подобраться нельзя, т.к. она со всех сторон обтянута рабицей, местами отделена просто забором (фотографии сделаны через ячейки рабицы). Первоначальное архитектурное оформление интерьеров, понятно, не сохранилось…
Но никто из детей посещавших тогда художественную школу не знал, что по преданию эта мечеть
|
|
|
Мечеть «Иске-Таш» Фото начала ХХ века |
|
|
стояла на месте захоронения мусульман, павших при обороне Казани в 1552 году, на котором имелся старинный камень, отсюда и название мечети «Иске-таш» (по-татарски «Старый камень). Авторы книги «Исторические мечети Казани» выдвигают версию, что это могла быть и могила татар, погибших при осаде города крестьянским вождём Е.Пугачёвым. Или, полагают Салихов и Хайрутдинов, при закладке здания строители могли использовать камень одной из древних разрушенных завоевателями казанских мечетей. Но, надо заметить, что прежде каменной мечети, на этом месте с середины XVIII века существовала деревянная мечеть. И только в 1802 году, малмыжский купец 1-й гильдии Габдулла Абдулсалямович Утяшев (?-1832), возвёл здесь большой каменный храм. Это была не единственная мечеть построенная на средства Утяшева. За свою жизнь он возвёл несколько десятков! мечетей в татарских селениях России. Кроме того, Г.А.Утяшев был сведущ в богословии и прославился ещё тем, что написал несколько книг по вопросам религии.
|
|
|
Здание Юнусовской мечети. Фото нач. ХХ в. |
|
|
|
|
|
|
Соседний двор с бывшей Юнусовской мечетю |
|
|
Но не все мечети, известные в ещё недавнее советское время, сохранились. В упомянутом каталоге памятников казанской архитектуры нашёл упоминание о двух старинных адмиралтейских мечетях XIX века. Надо сказать, что будучи коренным казанцем Кировский р-н ну, совершенно не знаю. В каталоге 1982 года они упомянуты как деревянные мечети, одна из которых была построена в 1820 году на средства купца Юнусова, и располагалась по адресу (ул.Большая, 27). Но Ш.Марджани в своей книге «Мустаафадел-ахбар…» приводит данные о том, что мечеть на этом месте была построена в 1805 г на средства казанского купца Юсуфа Муртазина по прозвищу Шатун (казанский купец 2-й гильдии Ю.М.Шатунов). Впоследствии мечеть неоднократно ремонтировалась и реконструировалась, в т.ч. и на средства казанского купца 1-й гильдии И.Г.Юнусова. Именно после реконструкции с помощью И.Г.Юнусова, мечеть и получила новое название – Юнусовская. В книге «Исторические мечети Казани», упоминается что некоторые источники вообще называют датой строительства этой мечети 1835 год. Но авторы исследования Р.Р.Салахутдинов и Р.Р.Хайрутдинов, считают, что скорее всего в это время мечеть подверглась капитальному ремонту или реконструкции. Редколлегия книги «Казань в памятниках истории и культуры» видели эту мечеть последний раз в 70-е годы XX века, и описывают её внешний архитектурный облик, как несущий отпечаток господствовавшего в XIX веке стиля классицизма. Двускатный навес входа в виде фронтона поддерживался двумя спаренными колоннами классического ордера. Восьмигранный минарет располагался в традиционном стиле татарских мечетей, т.е. в центре крыши. Конструкция здания представляла собой высокий сруб на каменном подклете, перекрытый крутой двускатной крышей.
Вторая мечеть Адмиралтейства была построена в 1898 году на средства крупного предпринимателя, казанского купца 1-й гильдии Сулеймана Аитова. Строительство этой мечети стало возможным только после того, как Казанское губернское правление в феврале 1898 г. разрешило жителям Бишбалты (р-н Адмиралтейской слободы) строительство второй мечети. К ноябрю того же года мечеть была возведена, и располагалась по адресу нынешней ул.Большая, 67. Обе мечети просуществовали до 70-х годов ХХ века.
|
|
|
|
Здание Аитовской мечети. Фото нач. ХХ в. |
|
|
Двор на месте бывшей Аитовской мечети |
|
|
|
|
|
|
Причём, в книге «Казань в памятниках истории и культуры» имелась пометка, что на тот момент первая из мечетей используется под жильё, и её интерьер нарушен многочисленными перегородками. Про вторую указано, что её внешний облик претерпел существенные изменения: утрачены оба минарета, здание получило пристрой с северного фасада, поверхность стен оштукатурена. В настоящий момент Адмиралтейство приглядели «государственные» мужи, и облик некогда невзрачного частного сектора стал существенно меняться, особенно это заметно на улице параллельной, этой Большой, ибо та улица уже «престижный» берег Волги недалеко от устья Казанки. По указанным адресам никаких мечетей уже не видно. Побеседовал с местными «старожилами», оказалось, что в мечети по дому 67 когда-то был детский сад, но об нём уже почти никто не помнит. Дóма №27 уже вовсе не существует, теперь по расположению бывших домов с номерами 27-31 находится один особняк. Говорят, что с четверть века назад в здании мечети была общага. Потом здание снесли.
Пока здесь представлены не все мечети Старой Казани. В Ново-Татарской слободе возле корпуса завода Точмаш есть мечеть в которой сейчас размещается медресе.
Но чуть дальше от этого места должна была сохраниться мечеть постройки начала XIX века. Казанский каталог указывает её адрес - (ул. Кзыл Татарстан, 12). Если точнее, то построена эта мечеть была в 1805 году, но в 30-х годах XX века, её минарет был утрачен. Один шакирт мусульманского медресе подтвердил это и показал мне примерное направление. К сожалению, найти остатки мечети самостоятельно не смог, а шакирт на тот момент не располагал свободным временем, позволившим бы ему стать проводником к той мечети.
Найти сохранившуюся часть этой мечети чуть позже, помогла книга «Исторические мечети Казани».
|
|
|
|
|
Ограда территории Мелиты |
Там, среди прилагаемых иллюстраций, была фотография запечатлевшая здание этой мечети в советское время. По ней сразу стало понятно, что мимо неё проходил много раз, в т.ч. когда искал обходные пути к мечети Иске-Таш. Именно территория мехового объединения «Мелита» включала и сохранившийся корпус Белой или Большой Каменной мечети. Её, взамен простоявшей здесь более 50 лет деревянной мечети, построил на свои средства купец Габдрахман бин Валид Мусалим бин Мамяш аль-Урнаш-баши (?-1850), известный под прозвищем Ракый-бай. Большое двухэтажное кирпичное здание мечети, построенное им в 1801 г., благодаря своим размерам получило название «Большая Каменная мечеть» (уточнённый адрес ул. Кзыл Татарстан, 20). Сын Ракый-бая, Махмут бин Мухаметэмин Мамяш основал в приходе медресе и, кроме педагогической деятельности, успешно занимался научными изысканиями.
Но представленные фотографии этой бывшей мечети уже не совсем отражают её теперешнее состояние. Они были сделаны в начале лета 2008 г.. Осень того же года принесла казанцам очень много огорчений по поводу утрат важнейших архитектурных и исторических памятников города. Не избежала изменений не явно в лучшую сторону и «Большая каменная мечеть», цвет которой давно определяла зелёная краска фасада. На фоне этой краски сразу стали заметны следы недавних разрушений здания мечети. Возможно, связанные с перепланировкой её помещений.
В начале ХХ века мечеть на углу Большой Симбирской и Третьей Поперечной в официальных документах именовалась «мечеть №11». В 1916 г. махалля Большой Каменной мечети была более 900 мусульман и мусульманок. Медресе прихода, именовавшееся «Сеитовским», находилось на теперешней ул. Эш Урам. Мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 11 апреля 1929 г. Последний духовный наставник этой мечети Кашшафутдин Киямович Тарзиманов, избранный на это поприще с 1904 г. Через некоторое время после закрытия мечети он был арестован «доблестными» чекистами и в 1937 г расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности.
На ул.Татарстан также, как в Адмиралтействе до середины 1970-х годов просуществовала ещё одна мечеть, но почему-то её совершенно не помню.
|
|
|
|
|
Казаковская мечеть, фото нач. 1970-х. |
Вроде с начала 60-х меня ребёнком возили в Речной порт, для поездок на дачу к дальним родственникам и разок в пионерлагерь. Миновать при ул.Татарстан было нельзя, ведь и трамвай и троллейбус до того пункта назначения шли именно по этой улице. Да и на занятия в 5-ю художественную школу должен был ездить на 6-м маршруте трамвая мимо неё. Мечеть Марджани помню, Сенную мечеть помню… Помню, естественно, и здание речного порта, не претерпевшего, вроде, существенных изменений, а вот вид этой Казаковской мечети никак не всплывает из памяти. Первую информацию об этой мечети, как и её первую фотографию (начала 70-х ХХв.), представила Забирова Фарида.
Фундамент этой мечети был заложен в мае 1875 г. К началу осени 1876 мечеть уже радовала прихожан. Располагалась мечеть на пересечении современных улиц Тинчурина и Татарстан.
|
|
|
Казаковская мечеть. Фото рубежа XIX-ХХ вв. |
|
|
В архивах не сохранилось прямых указаний на авторство проекта, но по косвенным сведениям Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов предполагают, что это был архитектор П.И.Романов, застроивший в этот период юольшую часть Старотатарской слободы. Построена эта мечеть была на средства потомственного почётного гражданина города Мухаметзяна Назировича Казакова, который вместе с купцом 2-й гильдии М.С.Аитовым, принадлежавшим известной династии Аитовых-Замановых, был в числе основных инициаторов выкупа земли в собственность мусульманской общины под намеченное строительство мечети. На этом месте прежде было татарское кладбище. Но старое кладбище давно не действовало, и окружённое городской застройкой превращалось в пустырь. Постройка на его месте мечети, позволило сохранить мусульманам священную для них землю.
|
|
|
|
|
Семья купцов Казаковых Фото начала ХХ в. |
Уроженец деревни Нижние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (сейчас З.Дольский р-н РТ) – М.Н.Казаков, чьей фамилий именовалась построенная мечеть, происходил из древнего рода татарских мурз Горной стороны. К XIX веку эта старинная фамилия обеднела, растеряв все привелегии. В молодости Мухаметзяну приходилось даже батрачить на многих баев, он не гнушался никакой работой в рамках закона и нравственности. Благодаря своему трудолюбию и упорству в 30-е годы XIX века он смог открыть своё собственное дело по продаже чая, рыбы, бакалеи в поволжском регионе. По коммерческим интересам М.Н.Казаков был связан с Астраханью и состоял там во второй купеческой гильдии. В 1863 году он становится казанским купцом 1-й гильдии, а в 1871 г. зачисляется в потомственное почётное гражданство.
Деревянная Рафиковская мечеть (ул. Февральская, 9) была построена в 1899 году на средства чиновника А.Рафикова. Улица эта очень маленькая, она идёт параллельно ул. Кулахметова и перпендикулярно ул.Сабан. То, что там была мечеть, помнят только старожилы. С 1991 года, после девальвации идей большевиков, табу на строительство мечетей было снято. В 1994 году на ул.Окольная, являющаяся продолжением улицы Сабан, в память Рафиковской деревянной мечети была построена новая каменная мечеть «Рамазан».
Минарет этой мечети, как и ещё одной современной, прямоугольный в сечении периметра, т.е. выдержан по канонам старых минаретов Магриба и ал-Андалуса, таких знаменитых как Аль-Кутыбья в Марракеше, минарет соборной мечети Рабата, Севильская Хиральда (экс-минарет) и минарет древней Кордобской мечети. Сейчас в Северной Африке среди современных мечетей встречаются и восьмигранные минареты и просто круглые в поперечном сечении.
Мечеть татарского кладбища была построена в 1808 году, несмотря на значительную реконструкцию, здание мечети сохраняло свой облик и может считаться ценнейшим архитектурным памятником.
Однако, хоть часть мечетей утрачено, строятся новые. В Кировском районе, по адресу Энгельса, 20 есть такая деревянная мечеть.
Если иметь привычку ходить шарясь глазами по земле, можно и не заметить, что это мечеть, а не обычный дом частного сектора. Помнится, в среде казанских книжных жучков 80-х годов был такой Саня-ЖожрСанд/Ганди, иначе ещё Шура Экскаватор, который ходил по улицам именно так, сканируя тротуар, в надежде приметить обронённый кем-нибудь гривенник, а то и 20 копеек!!! Видимо, это обстоятельство и способствовало рождению его второго прозвища. Шура Экскаватор точно мечети этой не приметил бы.
Мне ещё понравился вечерний вид с подсветкой, другой деревянной мечети, возведённой относительно недавно, в районе перекрёстка ул.Чистопольской и ул.Ф.Амирхана, а в пределах Нов-Савинского района есть ещё одна каменная мечеть (перекрёсток ул.Мусина и ул.Чуйкова):
Все существующие мечети Казани пока не нашёл, возможно из-за неоднократных переименований улиц. Те наиболее удачные фотографии, что уже сделаны, вы посмотрели. Если появится ещё какая-либо информация, будет апдейт. Сопроводительный текст к фотографиям, ныне дополняемый и перерабатываемый по ходу поступления информации, в рабочей версии выставлялся на предварительное обсуждение в темах жж-комьюнити kazan_history: Старая Казань-1, Старая Казань-2. Также были использованы материалы, и сейчас черпаемые в приобретённой совсем недавно книге Р.Салихова и Р.Хайрутдинова «Исторические мечети Казани», тираж которой, к сожалению, практически весь уже распродан. Мне он попался случайно, когда в одном из книжных магазинов Казани выгребали складские остатки. Книга эта очень богата историческим материалом и снабжена огромным количеством иллюстраций. Очень рекомендую её разыскать. Если вам повезёт её купить, буду рад за вас.
Последние фотоотчёты:
Р.Ахунов. Казань, 14.04.2008г.
UPD: 15.02.2011г.
|