Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
  Rustik68
©1998

 

Раздел о районах Республики Татарстан

 

СТАРАЯ МЕЧЕТЬ
в деревне Шали
 
 
Челнинская трасса на подъезде к Шалям (1000х750,  56Kb)
На пути из Казани в Шали

 

В царской России большинство татарских мечетей было деревянными. Если в Казани, на деле существенно превышавшей свой статус губернского центра, с изменением политики по отношению к мусульманам при Екатерине II, каменные мечети начали возводить, то в уездах, а тем более в деревнях, у мусульман проблемы с возведением мечетей оставались. Они были в получении самого разрешения на постройку мечети, да на селе татары в основном имели статус государственных крестьян, к XVIII веку не имевших ещё значительных средств, особенно если речь шла о средствах для постройки именно каменных мечетей. Ведь татар отказавшихся после завоевания Казанскго ханства перейти в иную веру, сделали государственными крестьянами. Это, конечно, были не крепостные, их не могли продавать по отдельности как щенят и крепостных. Но гос.крестьяне не могли покидать выделенные наделы, охваченные жёстким оброком. Часть промыслов попало под запрет, так например, татарам запрещалось заниматься кузнечным ремеслом, поскольку завоеватели опасались востаний, а кузнецы в то время были немаловажными поставщиками холодного оружия и доспехов. В таких условиях собрать на селе значительную сумму было сложно. Уже после очередных послаблений для татар-мусульман, в сельской местности возводились мечети, но преимущественно деревянные.

    Первая Адмиралтейская, или Юнусовская мечеть. Фото нач. ХХ в. (447 х 600,  43Kb)
    Здание Юнусовской мечети
в Адмиралтейской слободе
г.Казани.Фото нач. ХХ в.
Дерево, не очень долговечный материал даже в средиземноморском климате. А уж тем более в нашем климате деревянные здания не могут сохраняться бесконечно долго. С деревянными мечетями было ещё сложнее. Скажем, в Казани, даже те из них, которые как-то сохранялись в советское время, к исходу семидесятых годов исчезли как, например, мечети Адмиралтейской и Пороховой слобод. Они, либо рушились из-за бесхозяйственности, лени и прижимистости новых «собственников», либо во времена воинствующего атеизма уничтожались как культовые объекты. Потому краткосрочная вечерняя поездка по челнинской трассе дальше моего садового участка в Арышхазде, на первый взгляд вроде не предвещала никаких «открытий». Тем более Шали были мне уже немного знакомы, т.к. приходилось несколько раз ездить туда в советское время, примерно в середине 1980-х годов. Справочником по памятникам истории и культуры на территории РТ я тогда ещё не располагал. И для очистки совести, формально и наугад опрашивая шалинцев, совершенно случайно узнал, что в их селе всё же сохранилась мечеть дореволюционной постройки.

Шалинская школа (1000х694,  68Kb)     Соседствующие со школой окрестности Шалей (1200х724,  181Kb)
Здание шалинской школы.     Вид соседних окрестностей зимой

Но находилась эта мечеть в старом центре Шалей, которые и в дореволюционный период были достаточно крупным поселением.
Мостик который надо проезжать (750х563,  117Kb)    
Мостки. Вид зимой    
Если на картах Казанской губернии конца XVIII столетия не найти знаменитого Кокушкино, то Шали там вполне чётко обозначены, также как Лаишев или Пестрецы. Если в ту эпоху деревня Шали была немалым поселением, по мнению старожилов на рубеже XIX-XX веков здесь было около 500 дворов, то нынче посёлок заметно вырос в своей территории и количестве дворов, число которых теперь достигает 1600. Чтобы проехать к старой шалинской мечети, легче выехать вновь на челнинскую трассу и километра через полтора свернуть в старую часть деревни у последнего указателя «Шали». Сразу на въезде в эту часть деревни вы проедете здание шалинской школы, которое останется слева. Миновав эту школу надо ехать дальше прямо, а уже проехав мостки свернуть налево держась правой части следующей развилки. Дорога там, понятно, грунтовая, кое-где насыпана щебёнка. Машинам с малым клиренсом вроде популярной мазды-седана, лучше туда не соваться, если только не пересесть на внедорожник подобной марки. Но практически любая продукция отечественного тазопрома, там вполне способна проехать, что и было испытано на практике.

Соседствующие новая и старая мечети Шалей (1000х750,  68Kb)   Старая шалинская мечеть (750х1000,  68Kb)   Старая шалинская мечеть (563х750,  100Kb)
Новая и старая мечети   Старая мечеть   Вид обеих мечетей зимой

Немного проехав в указанном направлении вы увидите справа, что здесь стоят рядом две мечети – старая и новая. Служащий новой мечети – Рамиль рассказал интересные факты, связанные с историей постройки старой шалинской мечети. Кроме того, пояснил, что существующая информация о дате возведения этой мечети в Шалях, неточна. Эта неточность, по его мнению, возникла вследствие того, что когда журналист, готовивший статью, выспрашивал местных старожилов, он досконально не уточнял дату постройки мечети. Мечеть эта считается мечетью 2-й махялля Шалей. Первая мечеть существовала здесь как минимум в 1830-1860-х годах, но до настоящего времени не сохранилась. Она была расположена напротив современной мечети 1-й шалинской махалля, примерно на месте пекарни. До нынешнего времени сохранилась только мечеть 2-й махалля. О ней и выспрашивал подробности приехавший из Казани «журналист». Дед Рамиля - Ситдик-абы не подозревал тогда, что собираемый журналистом материал войдёт непосредственно в книгу, потому на его расспросы привёл в тот раз приблизительную дату постройки мечети.
    Республика Татарстан: памятники истории и культуры. 1993
    Книга где указана
неточная датировка
шалинской мечети
Кроме сведений от Ситдика-абы журналист положился в этом вопросе ещё на воспоминания одной женщины-старожила, чья мама в момент строительства мечети была маленьким ребёнком. Но у детей память не всегда точно сохраняет даты. Когда мама этой жительницы Шалей была маленькой девочкой и ходила смотреть как строят мечеть, ей могло быть и пять лет и восемь, она могла этого точно не помнить. Поэтому, опора на неточный возраст ребёнка и явилась одной из причин изначально неточной даты постройки старой шалинской мечети – 1895 год. Кем на деле был тот журналист, доподлинно мне неизвестно. Но книгу с указанием этой неточной даты постройки шалинской мечети я всё же, чуть позже, разыскал в библиотеке Главного архивного управления при КМ РТ. Это издание увидело свет благодаря труду четырёх его составителей М.З.Закиеву, Ю.И.Смылову, М.М.Таишеву, Р.М.Валееву. Сейчас она появилась и в библиотеке Ислама Хабибуллина, а с его подачи и в моей. По всей видимости тем «журналистом» и был один из авторов той книги.

Новая шалинская мечеть Марзия (750х1000,  77Kb)   Внутри новой шалинской мечети Марзия (1000х750,  116Kb)
Вход Марзии   Внутри новой мечети Марзия.

Рамиль показал мне новую мечеть, поставленную здесь совсем недавно, а затем предложил составить компанию в поиске истины, для того пригласив в дом, где сейчас живёт его дедушка 1928 года рождения – Ситдик-абы. Дедушка, последний период своей трудовой деятельности работавший в Шалях квалифицированным электросварщиком, и к сожалению испортивший на этой работе зрение, подтвердил утверждения Рамиля, что старая шалинская мечеть на самом деле построена в интервале между 1892-1893 годами. Это мнение составлено на сопоставлении воспоминаний старших родственников Ситдика-абы, его отца, тёти и дядей – сестры и братьев его отца. Причём это, была семья тогдашнего старосты Шалей, Ахтяма. Сын этого старосты – одновременно дедушка Ситдика-абы - Абдул-Газим (род.ок.1860г), который принимал деятельное участие в службе мечети, когда она уже была построена. Причём, дом старосты Ахтяма находился как раз напротив возводимой мечети. К нынешнему времени дом старосты Ахтяма не сохранился, он был утрачен ещё при Абдул-Газиме, но на его месте стоит дом его потомков, построенный уже в советское время. А Рамиль, как раз один из таких потомков, и живёт в том дворе.

Определить год постройки мечети 2-й шалинской махалля хмадшá, отец Ситдика-абы, родился в 1894 году. Его старшая сестра,
    Фасад старой шалинской мечети (750х1000,  126Kb)
    Фасад старой мечети
Камила, родившаяся в 1889 году, утверждала, что когда отец Ситика-абы - Ахмадша, родился (1894), тогда та старая мечеть уже стояла. Их брат, Миннигалим, умерший рано в возрасте примерно двенадцати лет, родился в 1892 году, а мечеть построили, когда он был ещё в люльке. Жена Абдул Газима – Маргуба, качая люльку в которой лежал Миннигалим, видела в окно, как строилась та мечеть. Т.е. с учётом того, что ребёнок мог лежать в люльке максимум до года, по мнению Ситдика-абы и Рамиля, старая мечеть была построена в 1892 году или не позже 1893 года. Ещё Ситдик-абы припомнил, что в деревне имени ТатЦИК расположенной через дорогу от начала Шалей (если смотреть со стороны Казани), жил Насибулла Яруллин 1893 г.р. По словам последнего его мама ему говорила, что он родился в год постройки мечети. Насыбулла был из зажиточной семьи, но когда пришла пора «коллективизации» в числе первых вступил в колхоз, благодаря чему избежал идеологической расправы, с серьёзными социально-экономическими последствиями. Но уже из совокупности этих субъективных воспоминаний, по совпадениям можно с уверенностью говорить что мечеть 2-й шалинской махалля была построена в 1893 году.

Правая сторона старой мечети(1000х750,  111Kb)   Левая сторона старой мечети(1000х750,  116Kb)
Правая сторона старой мечети.   Левая сторона старой мечети.

Но оказывается дата постройки шалинской мечети была указана не только в разысканной книге «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры» (Казань, Эйдос 1993) принадлежащей четырём приведённым выше авторам. По подсказке сотрудника Управления архитектуры Минстроя Фариды Забировой, любезно оказавшей консультацию, я выяснил. Что шалинская мечеть упоминается в книге Р.Р.Салихова и Р.Р.Хайрутдинова «Памятники истории и культуры татарского народа». Кроме того, Забирова Фарида уточнила, что шалинская мечеть входит в реестр охраняемых памятников культуры на территории Республики Татарстан, и в сборнике Министерства культуры Изучения, охраны, реставрации и использование недвижимых памятников истории и культуры РТ, вып 2,3 (Казань 2001). В этом сборнике дата постройки этой мечети указана как 1893 год, т.е. соответствует наиболее точной версии этой датировки. На момент этой книжной публикации, старая шалинская мечеть значилась как действующая, но к нынешнему времени, с возведением рядом новой мечети Марзия, старую мечеть лишь стараются поддерживать в приличном состоянии. Правая сторона старой мечети выглядит вполне прилично, но с левой стороны, под неумолимым действием времени, она начала перекашиваться, хотя предпринимались неоднократные меры остановить дальнейший уклон стены с этой стороны.

Какова предыстория постройки старой шалинской мечети? Рамиль рассказал следующее: в деревне Салтан, куда даже в 1990-е годы некоторые шалинцы «ездили» за сеном, жил один человек, который собрал деньги на совершение хаджа. Известно, что хадж зачтётся только если деньги
Старая шалинская мечеть (750х1000,  131Kb)    
Старая шалинская мечеть.    
потраченные на его совершение заработаны честным путём. А честным путём деньги заработать непросто, подготовка к хаджу заняла долгий срок, но человек тот, так и не успел исполнить свой благой замысел, поскольку век человеческий не бесконечен, пришёл черёд и тот человек умер. Его сын, сначала слишком вольно стал распоряжаться полученным наследством, но близкие родственники смогли указать ему верный путь, - исполнить сыновий долг и использовать доставшиеся от отца средства на благотворительное дело, поскольку и собирались средства с благочестивой целью. Совет был прост: построить на оставшиеся деньги мечеть в какой-нибудь соседней деревне. Выбор пал на Шали. Причём уже в другом месте слышал версию почему выбор пал именно на Шали: тот человек из Салтана (ныне Большой Салтан/Олы Солтан), на чьи средства построилась мечеть ехал как-то из Казани в свою деревню. Понятно, что тогда никакой челнинской трассы не существовало, потому проезжая на подводе мимо Шалей уже под вечер, он решил там заночевать, ведь до Солтана оставалось более 20 км. Хозяин двора, где остановился тот человек, оказался очень гостеприимным, его приём так растрогал будущего учредителя шалинской мечети, что выбор пал именно на Шали. Когда мечеть была построена, мулла для служения в ней приехал из Салтана, такова была воля благотворителя. Первые три муллы шалинской мечети, были родом из Салтана.

    На пути в Большой Салтан (800х600,  87Kb)
    На пути к Большому Салтану
Решение о месте возведения мечети, было для шалинцев непростым. Ведь для того, чтобы шалинцы были равноудалены от мечети, порешили возводить мечеть в центре деревни, однако там не было свободного места. Тогда четыре двора перевези на свободные места за пределами центра, а на освободившемся месте начали строить мечеть. Пока известно, что первого муллу старой шалинской мечети звали Сахаб, затем это место здесь заняли его зять и сын – Мирза Габдулла и Ширняздан.

Поездка в
Мечеть в Большом Салтане (1000х750,  101Kb)    
Мечеть в Большом Салтане    
Большой Салтан, по просьбе Ситдика-абы, много ясности не привнесла. Мулла солтанской мечети, Габдельфарт-абы, родился уже в советское время, причём в ту пору, когда шёл разгул воинствующего атеизма. Выяснять, а тем более распространять объективную информацию о муллах и мечетях было опасно, так пришло забвение. Рассказав, что нынешняя мечеть Большого Салтана построена на месте старой деревянной, снесённой в начале 30-х годов, Габдельфар-абы посоветовал мне обратиться к наиболее старому человеку их селения – Галиаскару-абы 1919 г.р., полагая, что может он, когда был ребёнком, что-то слышал от родителей или других взрослых. К сожалению, Галиаскар-абы смог вспомнить только третьего солтанского муллу старой шалинской мечети - Ширняздана.

Участок карты исследуемой местности (812х539,  89Kb)     Участок карты исследуемой местности (524х456,  65Kb)
Фрагмент карты Казанского наместничества
с участком исследуемой местности
    Фрагмент карты Казанской губернии
с участком исследуемой местности
 

Во время моего второго посещения шалинского дома Ситдика-абы, этот уважаемый старожил вспомнил, что когда по стране шёл безжалостный ураган раскулачивания деревень, Ширняздан смог всё же уехать в Казань и там устроится на гражданскую работу. Его биография затерялась где-то в Казани. Ни в Шали, ни в свой Салтан, Ширняздан больше не вернулся.

Всех выясненных подробностей здесь не выкладываю, ибо есть понятие неприкосновенности частной жизни, если не по закону, то по совести и по уважению неформальных прав других лиц. Возможно, в это повествование вкрались мелкие неточности, ибо порой сложно уловить суть рассказа пожилого человека. «Расследование» не было завершено, оно тихонько продолжалось...

    Ведомости о магометанских приходах за 1896г. (518х800,  178Kb)
    Ведомости о
магометанских
приходах за 1896г.
Интерес к историческим подробностям моего первого «открытия» давно описанного в своде памятников истории и культуры на территории РТ, не угасал. Просто не всегда получалось обратиться за искомой информацией. Она собиралась понемножку в меру возможностей, и продолжает собираться. Всё что нашёл в старых книгах и архивных документах, только лишний раз подтверждало рассказы Ситдика-абы. Так, в Ведомости о магометанских приходах за 1896 год по деревне Шали Селенгушской волости Лаишевского уезда значилось два прихода. Всего на тот момент село насчитывало 1200 душ мужескаго пола, в числе которых было 357 домовладельцев. Причём, в первом приходе Шалей было 207 домовладельцев, всего же 634 мужчин и 620 женщин. В народной школе при мечети (мәктәб) обучалось 30 мальчиков и 25 девочек. В ряде современных публикаций по истории сёл Казанской губернии, часто пишут, что при мечети было медресе. Однако, медресе и мәктәб это не одно и тоже. Поскольку мәктәб являлась начальной школой, дававшей минимум необходимых знаний, мересе же, особенно новометодные, имели более глубокую, а новометодные и более оширную программу (включавшую светские науки, такие, как география, история). В Адрес календаре и адресной книжке по Казанской губернии, при некоторых сельских махаллля записывались мәктәб, а при некоторых медресе. При обех махалля Шалей в Адрес календаре и адресной книжке по Казанской губернии за 1915 год, указаны именно мәктәб. Имамом первой махалля (магометанского прихода) был 65 летний Мухамет Валей Губайдуллин, имевший соответствующее свидетельство от 23 июля 1865г. за № 6475. Кроме того, в документе отмечено, что воинскую повинность он отбыл по очередному порядку. Кроме Мухаметвалея Губайдуллина правом отправления должности имама обладал 53 летний Ахметша Мухутдиновъ имевший свидетельство от 18 октября 1882г. за № 7504. Ахметша Мухутдинов на тот момент также отбыл воинскую повинность по очередному порядку.

Второй приход Шалей был открыт в 1893 году с разрешения Казанского губернского правления. Вторую махалля составляли 144 домовладельцев, всего 386 мужчин и 353 женщин. При второй махалля обучалось 35 мальчиков и 20 девочек. Ведал вторым приходом 43 летний имам Сагадутдин Абдуллатыпов, имевший соответствующее свидетельство от 18 августа 1893г. за № 1767. Он также отбыл воинскую повинность по очередному порядку.

Правда, в архивных документах можно встретить немало неточностей. Особенно когда касается возраста людей. Либо губернские переписчики были неаккуратны при списывании донесений из разных уездов, или на месте записи велись неаккуратно, либо плохо переводили с татарского, тому, кто собирал сведения. Кроме того, в то время простые люди не очень критично относились к своему возрасту, потому именно с этими цифрами чаще всего встречается путаница.

Так в ведомости о магометанских приходах за следующий 1897 год, имам первой махалля Мухаметъ Валей Губайдуллин указан уже как 60-летний, хотя за год до того, ему записали 65 лет, омолодив его через год на 5 лет! Да и в дате выдаче свидетельства в следующем году записали не 23 июля, а 3 июля того же года. Что красноречиво свидетельствует о невнимательности переписчиков. Зато в 1897 году появляется ещё один имам, 29 летний Мирза Хасан Мухамет Валеев, по всей видимости сын Мухаметвалея Губайдуллина. Он только что получил свидетельство на исполнение обязанностей имама и меодариса за № 2679 от 4 декабря 1897 года. В отношении воинской повинности Мирза Хасан Мухаметвалеев был записан в ратники ополчения 2-го разряда. Как отмечено в ведомости 1897 года, он получал содержание от прихожан до 180 руб [в год. примеч. Р.А.]. Пока непонятно в записях какого года напутали больше, но Ахметша Мухутдинов в 1897 году, по отношению к 1896 году омолодился аж на 13 лет. Т.е. через год, ему указали возраст всего 40, вместо указанных за год до того 53 лет. Кроме того, дополнено, что содержание он получает от прихожан до 65 руб. В 1897 году в первую махалля Шалей входило уже 230 домовладельцев, всего 728 муж, 650 жен. При 1-й махалля в отопляемом помещении обучалось 95 мальчиков и 80 девочек.

В 1897 году увеличилась и 2-я махалля Шалей. Здесь уже было 150 домовладельцев, всего 363 мужчин и 451 женщин. Здесь в отапливаемом помещении обучалось 35 мальчиков и 28 девочек. Переписчики указали возраст имама 2-й махалля Сагадутдина Абдуллатыпова, таким же как и в предыдущем году, т.е. 43 летним. В данные его свидетельства никаких «новшеств» не вносилось. Лишь дополнительно отмечено, что он содержание получает от прихожан, до 130 руб.

Новая вторая шалинская мечеть (1000х750,  59Kb)   Новая вторая шалинская мечеть (1000х750,  41Kb)   Строящееся медресе при второй шалинской мечети (1000х750,  57Kb)
Новая вторая шалинская мечеть   Строящееся медресе при
второй шалинской мечети
 

Финансовое положение большинства государственных крестьян в 19 веке не могло быть очень высоким. По приведённым выше причинам, поднять свое материальное положение они могли лишь занимаясь торговлей, или найдя себе неплохо оплачиваемую работу в городе. Такие обстоятельства уже тогда способствовали оттоку крестьян в город. Так среди списка служащих Казанской типографии Чирковой встретился уроженец Лаишевского уезда Селенгушской волости дер.Шалей крестьянин Серазетдинов Зелялютдин. На работу в эту типографию он поступил 16 июля 1902 года. В 1903 году он числился здесь ещё в учениках наборщика, место жительства имел в Ново-татарской слободе, доме Хамзина.

    В селе Шали (1000х667,  59Kb)
Если говорить о селе Шали в целом, то традиционно славится шалинская картошка, самая вкусная из культивируемых в Республике. Возможно, дело в здешних песчаных почвах, благодаря которым выращенный здесь картофель, после варки становится в меру рассыпчатым и очень вкусным. Здешние песчаные почвы по нраву и хвойным деревьям. Хотя леса здесь есть и смешанные, хвойные породы преобладают. В основном это сосна.

Шалинские леса (1000х667,  143Kb)   Шалинские леса (1000х667,  144Kb)   Шалинские леса (1000х667,  153Kb)
 
Шалинские леса (800х533,  70Kb)   Шалинские леса (600х900,  118Kb)   Шалинские леса (1000х667,  141Kb)
 
Шалинские леса (1000х667,  173Kb)   Шалинские леса (600х900,  130Kb)   Шалинские леса (600х900,  126Kb)

Изобилие сосны ещё недавно славило это село, как производителя бревенчатых срубов. Соседство множества садовых товариществ обуславливало хороший рынок сбыта такой строительной продукции. Сейчас же, производство срубов свернулось

Шалинские леса. малина (667х1000,  159Kb)
Лесная малина

Нижний ярус шалинских лесов интересен черникой и земляникой. Встречается брусника, калина. Также произрастает занесенный в красную книгу ландыш. Следующий ярус растительности украшает малина. В смешанных лесах, этот ярус представлен и папоротником. Из вечнозелёных кустарников следует отметить наличие можжевельника.

 

30 июля 2008 г.

UPD: 15.07.12г.

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Рассказы жителей Шалей и Большого Салтана, консультация сотрудника Управления архитектуры Минстроя Забировой Фариды.

Материалы фондов НА РТ

 

Ссылки по теме с.Шали РТ:

В селе Шали открыто медресе "Гайнутдин"

Мне нравится жить в Шалях

 

Другие страницы этого сайта, где есть описание мечетей:

Мечети Казани

СВЕТ КОРАНА в мечети Кул-Шариф

 

Страницы этого сайта, где есть информация по дореволюционному периоду истории
сельских магометанских приходов Казанской губернии:

Большие Метески, Тюлячинского р-на

Турнояс, Высокогорского р-на

Большой Битаман, Высокогорского р-на

Сая, Высокогорского р-на

Старинное медресе в Сатышево, Сабинский р-н

Старинное село Уют, Сабинский р-н

Старинная мечеть в посёлке Шали, Пестречинчкий р-н

Старинная мечеть в селе Балыклы-Чукаево, Рыбнослободского р-на

Олы Салтан, Рыбнослободского р-на

Тугаево, Зеленодольского р-на

Бакырчи, Зеленодольского р-на

Бурундуки, Кайбицкого р-на

 

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz