|
Rustik68 ©1998 |
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
Раздел о районах Республики Татарстан
Бета-версия
Село БОЛЬШОЙ БИТАМАН и Малый, тоже. Высокогорский р-на РТ |
|
|
Дорога на Битаман |
Вдохновлённый добытыми в Турноясе историческими сведениями, я уже не щадил педаль акселератора. Скрипя всеми своими железками, из последних сил выжимая всё возможное из старенького двигателя (пробег аж более 50 тыс.км!), моя арба понесла меня к Большущим Битаманам. Здесь не менее радушные, чем в Турноясе, сельчане, направили меня сразу к Наркису Тауфиковичу, как потомку репрессированного муллы Битамана.
|
|
|
Большой Битаман |
Вот что поведали в его семье: самое старое известное им поколение предков (1) Указаной мулла Мухаммадгалим, (2) Мухаметдамин, (3) Мухамадамин, (4) Насредтин, (5) Мухаметсафа. Последний мулла Насретдинов Сафа Насрутдинович, 1873 г.р. уроженец и житель Б.Битаман Арского кантона Дубъязской волости ТАССр был арестован 18.02.1930 органами ГПУ репрессирован, сослан. Впоследствии был реабилитирован.
Что меня поразило, так это частое упоминание Челябинска в рассказах старожилов Турнояса и Б.Битамана. Упоминались и Назировы, среди которых в Битаманах был успешный предприниматель, впоследствии так же уехавший за пределы Казанской губернии. Как много общего в этих рассказах, с биографиями моих родственников!
Обменялся координатами с этими людьми на случай выявления новой информации. Даже если я не родственник Салахутдина Муаметаминова и не родственник Наркиса-абы, всё равно перед нами откроется ещё одна страница истории нашего народа.
|
|
|
|
|
Дореволюционая карта местности |
Архивно-библиотечные изыскания по истории селения Большой Битаман, дали следующую информацию. Поселение Большой Битаман на реке Ашит, известно со времён Казанского ханства. Одним из первых имам-хатибов махалли, известный историкам был "ясашный татарин" села Большой Битоман Ибатулла Нигматуллин, получивший соответствующий указ 5 июля 1822 года. Девять лет отдал он службе в приходе родного селения. В 1831 году он перевелся на должность приходского муллы деревни Сая (откуда родом Гариф Бурнай). Вместо него мусульмане д.Б.Битоман избрали своим муллой крестьянина ныне не существующей деревни Таршна, Казанского уезда того самого Мухаметдамина Мухаметрахимова, чей сын Салахутдин стал первым указным имамом Турнояса. Другой его сын Мухаметдамина, Насретдин (ум.1889) с 21 февраля 1866 года начал помогать отцу в мечети нести духовную службу. Дочь Мухаметдамина хазрета Масфия была замужем за выходцем из д.Карамалы Спасского уезда Мустафой Муртазичем Исанбаевым — му¬эдзином Апанаевской мечети г.Казани. Именно их сын Исмагил (р.6.12.1866) в 1890 г., после того как его дядя Насретдин Мухаметрахимов умер в июне 1889 в г.Мекка во время хаджа, занял освободив¬шееся место муллы в с.Б.Битоман. В связи с обстоятельствами кончины в далёкой стране, дата смерти Мухаметдамина Маметрахимова неизвестна, как и год перехода Насретдина хазрета с должности второго имама на должность главного проповедника. Полагают, что это случилось где-то между 1866—1872 гг.
|
|
|
Уроженцы Б.Битамана в списках учащихся Апанаевского медресе. Казань, 1914/15 уч.г. |
|
|
Исмагил Исамбаев, получивший хорошее богословское образование в Апанаевском медресе у Абдулгалляма Салихова, сумел образовать в приходе неплохое мектебе, где ежегодно обучались до 80 шакирдов. Столько же деревенских девочек обучала жена хазрета. Онако слабое состояние здоровья Исмагила муллы, мешало его более активной деятельности. Поэтому 10 июля 1896 в помощь ему прихожане избрали второго имама, сына Насретдина Мухаметрахимова — Мухаметсафу (р.12.12.1872), также получивего образование в Апанаевском медресе Казани. А 29 мая 1917 в махалле с.Б.Битоман появился еще и собственный муэдзин — крестьянин д.Большой Кульбаш, родившийся правда в Б.Битомане 20.12.1870 Мухаметзакир Мухаметзянов.
Стоит добавить, что ещё один уроженец с.Б.Битаман, Насрутдинов Таифик Сафич, также получил образование в Апанаевском медресе (в списках учащихся за 1914 год).
В нач. ХХ века в Б.Битамане действовали мечеть и мектеб. Имелись 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1488 десятин. До 1920 года село входило в Студёно-Ключинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. Б.Битаман находился в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 г. Б.Битаман входдил в остав Дубъязского, с 1 февраля 1963 г. в Зеленодольского, с 12 января 1965 г. в Высокогорскго р-нов. Число жителей в 1782г. составляло 72 души мужескаго пола; в 1859 - 521, в 1897 - 965, в 1908 - 1086, в 1920 - 1105, в 1926 - 1304, в 1938 - 1308, в 1949 - 1117, в 1958 - 912, в 1970 - 879, в 1989 - 655 человек
|
Леса близ села Большой Битаман |
Поездка в Малый Битоман, в части генеалогических исследований ничего не принесла. Была одна душеспасительная беседа и лицезрение местных красот, которые немного портила известняковая дорога от которой тончайшая меловая пыль разлеталась как по деревне, так и по всей округе. Рядом с речкой Малых Битоманов было несколько прудов, один из которых живописно зарос кувшинками. Картину ещё начали омрачать сгущающиеся тучи, грозившие дождём. Я поспешил возвращаться назад в столицу Солнечного Татарстана. Большие Битоманы сфотографировал уже на обратном пути, как и прилегающие лесистые красоты.
|
|
|
|
|
Малый Битаман |
|
окресности Малого Битамана |
|
Тучи над Малым Битаманом |
|
|
|
|
|
|
Малый Битаман |
|
Пыль над Малым Битаманом |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кувшинки озерца, близ Малого Битамана |
Следующая поездка в Большой Битоман была более плановой. Здесь мы договорились встретиться с Анасом Наркисовичем, который после душевного приёма в их доме, показал старые фамильные камни на кладбище. Сам он мог лишь частично прочесть на них надписи, только имена и даты. Я сфотографировал все фамильные иске-таш, с целью дальнейшей передачи фотографий для дешифровки надписей специалистами. Кроме того, Анас Наркисович рассказал, что название сёл Зур Битаман (Большой Битаман) и Кече Битаман (Малый Битаман) имеют древнетюркское происхождение. Их название образованно путем слияния слов би (князь, господин) и таман (титул). Что может свидетельствовать о древности этих поселений, во всяком случае первого - Зур Битаман.
Записано 4 июля 2010 года, с моих слов.
Рустем Ахунов. Казань, 3 сентября 2010 г.
UPD: февраль 2011 г.
|
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Информационная поддержка: Ислам Исмагилович Хабибуллин, доктор филологических наук Марсель Ибрагимович Ахметзянов, с.н.с. Исмагилов Наҗип Файзрахманович, Сафин Анас Наркисович, Азат Сайфутдинов (все г.Казань).
Материалы НА РТ и консультация главного специалиста, зав.читальным залом Хасаншиной Ляли Җаудатовны
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.
Статья Р.Р.Салихова и Р.Р.Хайрутдинова «История мусульманских приходов Высокогорского района» в сборнике «Страницы истории высокогорского района».
Статья «Большой Битаман» в 1-м томе Татарской энциклопедии. Казань, Институт татарской энциклопедии 2002 г..
Официальный сайт Высокогорского муниципального района, ни по одному из приведённых телефонов которого, я так и не смог дозвониться.
Страницы этого сайта, где есть информация по дореволюционному периоду истории сельских магометанских приходов Казанской губернии:
Большие Метески, Тюлячинского р-на
Турнояс, Высокогорского р-на
Большой Битаман, Высокогорского р-на
Сая, Высокогорского р-на
Старинное медресе в Сатышево, Сабинский р-н
Старинное село Уют, Сабинский р-н
Старинная мечеть в посёлке Шали, Пестречинчкий р-н
Старинная мечеть в селе Балыклы-Чукаево, Рыбнослободского р-на
Олы Салтан, Рыбнослободского р-на
Тугаево, Зеленодольского р-на
Бакырчи, Зеленодольского р-на
Бурундуки, Кайбицкого р-на
|