|
Rustik68 ©1998 |
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
Раздел о районах Республики Татарстан
Бета-версия
ОЛЫ СОЛТАН (Большой Салтан, Рыбнослободской р-н) |
|
|
|
На пути к Большому Салтану |
Поездка в
|
|
|
Мечеть в Большом Салтане |
|
|
Большой Салтан, летом 2008 года, осуществлялась по просьбе внука шалинского старосты, Ситдика-абы. Предполагалось найти в Олы Солтан, потомков человека, на чьи средства в 1893 году в Шалях была построена деревянная мечеть, поскольку времена воинствующего атеизма стёрли из памяти сельчан имя благотворителя из Большого Cалтана. Но свою мечеть шалинцы всё же сохранили от разрушения. Однако, разведка в Олы Солтан много ясности не привнесла. Мулла солтанской мечети, Габдельфар-абы, родился уже в советское время. Причём, в ту пору, когда как раз шёл разгул воинствующего атеизма. Выяснять, а тем более распространять объективную информацию о муллах и мечетях, было опасно. Так пришло забвение. Рассказав, что нынешняя мечеть Большого Салтана построена на месте старой деревянной, снесённой в начале 30-х годов, Габдельфар-абы посоветовал мне обратиться к наиболее старому человеку их селения – Галиаскару-абы 1919 года рождения., полагая, что может он, когда был ребёнком, что-то слышал от родителей или других взрослых. К сожалению, Галиаскар-абы смог вспомнить только третьего солтанского муллу старой шалинской мечети - Ширняздана.
|
|
|
|
Фрагмент карты Казанского наместничества с участком исследуемой местности |
|
|
Фрагмент карты Казанской губернии с участком исследуемой местности |
|
|
|
|
|
|
Ведомости о магометанских приходах за 1896г. |
В самом Салтане старая мечеть, как сказано выше, не сохранилась. Вообще, в Олы Солтан до революции было два прихода. Согласно ведомости о магометанских приходах за 1896 год, к первой махалля Больших Салтаней, помимо части жителей Олы Салтан, с 1887 года были приписаны и жители деревни Губайдуллино. По состоянию на 1896 год 1-й магометанский приход Больших Солтаней составляли 330 мужчин и 320 женщин из местных жителей, в числе которых было 119 домовладельцев. Кроме них прихожанами 1-й махалля были 30 мужчин и 31 жещин, являвшихся жителями деревни Губайдуллино. В числе селян Губайдуллино входвших в 1-ю махялля Солтаней, было 14 домовладельцев. При первом приходе Больших Салтаней обучалось 76 мальчиков и 65 девочек. Мечеть первой махалля Салтаней была выстроена в 1830 г. с разрешения Губернскаго Правления. Ведомости о магометанских приходах за 1896 год, отмечавшие также и отношение духовных лиц к воинской повинности, сообщают, что в 1896 году 1-й махалля Больших Салтаней ведал 50 летний имамъ хатыпъ Мухамет Гарей Сайфутдинов, получивший у Казанского Губернского правления соответствующее свидетельство за № 12883 от 29 ноября 1868 года. Там же отмечено, что в связи с не дошедшей очередью, воинскую повинность Мухамет Гарей не отбывал. Кроме него обязанности имама хатыпа тогда также исполнял 40 летний Хасан Абдуллатыповъ, имевший свидетельство от 22 декабря 1879г. за № 8106. Хасан Абдулатипов был навсегда свобожден от воинской службы. Азанчеем первой махалля Салтаней был записан 59 летний Хайрулла Измагиловъ, получивший Свидетельство Оренбургского Магометанского Духовного Собрания от 23 марта 1867г. за № 3354.
Второй приход Больших Солтаней был образован 20 сентября 1880г. Тогда же с разрешения Губернскаго Правления была выстроена вторая мечеть. Во втором приходе состояло 110 домовладельцев, всего 256 мужчин и 308 женщин. При второй махалля обучалось 35 мальчиков и 37 девочек. К 1896 году ведение 2-м приходом было за 37 летним имамом хатыпом Сибгатуллой Хусаиновым, навсегда освобождённым от воинской службы. Свои обязанности он исполнял в соответствии со свидетельством от 14 декабря 1893 года за № 2740, выданным Казанским Губернским Правлением. Обязанности азанчея исполнял здесь 62 летний Багаутдин Сайфутдинов, освобождённый от воинской службы по болезни. Его полномочия, подтверждало свидетельство от 16 июля 1882 года за № 5275, выданное Оренбургским Магометанским Духовным Собранием.
|
|
|
|
|
По дороге в Солтани |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окрестности Большого Салтана |
|
|
|
|
|
|
|
Уборочный молоковоз |
Лето 2008 года выдалось не столь жаркое, как в 2010 году. Даже тучки порой хмурились. Трава зеленела, зерновые колосились. Здешние пологие холмы создают впечатление открытого и достаточно ровного пространства. Но в самом Олы Солтан, эти холмы становятся достаточно крутыми, местность в селе заметно пересечённая. Это очень крутые спуски и подъёмы. При подъезде к Олы Солтан заметил интересную картину: сено собирали в прицепы, которые тянул молоковоз. Дома в селении такие же нарядные и аккуратные как в большинстве татарских селений. Каждая улочка села находилась на своём ярусе. Единственный не очень крутой спуск был возле пруда.
|
|
|
Колосящиеся зерновые |
|
|
C высоких мест села виднелось какое-то большое озеро. Как мне пояснили, это была местная запруда, до которой можно было дойти и пешком. Ограниченный временем, поехал к запруде Большого Салтана по колдобинам грунтовой дороги. Вид открывался изумительный. В пути к запруде встречались поля с колосящимися зерновыми, в видах которых я не очень то разбираюсь. Понятно, что в нашей республике выращивают фуражное зерно. За дамбой запруды виднелся какой-то техногенный объект. Возможно, это был Больше-Салтанский сверхсекретный бункер Сталина, о существовании которого не знают даже нынешние спецслужбы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запруда в Олы Солтан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Секретный бункер |
Если вернуться к серьёзной теме, то сожалению, на момент составления данной статьи, ситуация с пополнением сведений об истории Олы Солтан, изменилась. Ведь муллы Габдельфара-абы уже нет в живых, о чём мне поведал хозяин антикварного салона «СААДАТ» Дамир Галиуллин. К моему удивлению, Дамир неплохо знал Габдельфара-абы, поскольку, как выяснилось, сам он тоже родом из этих мест, хотя не из самих Солтаней. Дамир именно в том же 2008 году, выпустил свою книгу, где рассказывает об известной татарской народной целительнице Нагиме-апе из Олы Салтан. Эту книгу можно приобрести в его антикварном салоне по адресу ул. Муштари, 30 (напротив музея изобразительных искусств РТ).
Cитуация с оттоком крестьян в город возникла давно. Город даёт больше возможностей. Не стали исключением селяне Больших Солтаней. С 19-го столетия некоторые солтанинцы отправлялись за лучшей долей в Казань. Так двое уроженецы Больших Солтаней Лаишевского уезда, стали сужащими в известнейшей казанской типографии Бр.Каримовых. Крестьянин Мухутдин Хуснутдинов служил машинистом там с 1 апреля 1900 года Адресом места его жительства в Казани был дом Ибатуллина на Ново-Николаевской улице в Ново-татарской слободе. Гарифулла Файзуллин поступил на эту службу позже. Он проработал здесь накладчиком недолго, с 7 января 1903 года по 11 марта 1903 года, проживал же в доме Меркулова на Вознесенской улице.
Рустем Ахунов
12 сентября 2010 г. UPD: 26 марта 2011 г.
|
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Рассказы жителей Шалей и Большого Салтана.
Материалы фондов НА РТ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Музей Больше-Салтанской общеобразовательной школы
Другие страницы этого сайта, где есть описание мечетей:
Мечети Казани
СВЕТ КОРАНА в мечети Кул-Шариф
Страницы этого сайта, где есть информация по дореволюционному периоду истории сельских магометанских приходов Казанской губернии:
Большие Метески, Тюлячинского р-на
Турнояс, Высокогорского р-на
Большой Битаман, Высокогорского р-на
Сая, Высокогорского р-на
Старинное медресе в Сатышево, Сабинский р-н
Старинное село Уют, Сабинский р-н
Старинная мечеть в посёлке Шали, Пестречинчкий р-н
Старинная мечеть в селе Балыклы-Чукаево, Рыбнослободского р-на
Олы Салтан, Рыбнослободского р-на
Тугаево, Зеленодольского р-на
Бакырчи, Зеленодольского р-на
Бурундуки, Кайбицкого р-на
|