|
Rustik68 ©1998 |
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу или приведённые источники.
Раздел Люди Казани
|
САДРИ АХУН /САДРТДИН АХУНОВ/ |
|
|
|
Дядя Сáдри - один из создателей памятника Г.Тукаю (ул.Пушкина, Тукаевский садик), двоюродный брат и одновременно лучший друг детства моего папы. В далёкую дореволюционную пору никто ещё не знал кого ждет какое будущее. Они играли, мечтали о том времени, когда станут совсем взрослыми… Не помню точно, папа рассказывал как с кем-то из братьев (родным ли Заки, или двоюродным Садри) пошли на базар, и увидев там красивого жеребёнка купили его за 5 золотых, но когда привели «красавца» домой, выяснилось что их откровенно надули, всучив слепое животное. Но это случилось, когда они были в начальном отроческом возрасте. Причём, просиходило всё это в тогдашнем южно-уральском «Чикаго» - Челябинске. Их отцы были уроженцами с.Большие Метески Лаишевского уезда Казанской губернии. Родились они в семье Залялетдина Ахунова, но в конце 19 века Салах и Закир Залялетдиновичи Ахуновы перебрались на Урал. Отец Садри Ахунова - Салахутдин (Салах) оказался сначала в Екатеринбурге, затем в Челябинске. А отец Нагима Ахунова (мой папа) – Закир, сначала в Уфе, затем в Челябинске.
Будучи юными папа, его братья и друзья рисовали, но конечно же очень любительски, т.с. на гимназическом уровне. Это были преимущественно памятные зарисовки в личные альбомы, даже в рисунках 20-х годов, когда они жили в Иркутске,
|
|
Иркутск, 20-е гг. |
|
ещё не очень заметно кто станет художником. А надпись там: «На добрую память Нагиму» - это соответственно значит моему папе. Но с настоящим творчеством этого своего дяди не очень знаком, из его работ, мне известны лишь памятник Габдулле Тукаю на ул.Пушкина (Тукаевский садик) и «Владыкой Мира будет Труд» - знакомая многим казанцам скульптурная группа трёх рабочих поднявших на руках «Глобус мира», установленная в скверике на ул.Кирова (ныне ул.Московская). Плюс дома остался ещё набор открыток Изобразительное искусство Татарской АССР . («Советский художник», М., 1958), где была открытка с
|
|
|
|
открытки 1958 года |
|
фотографией скульптуры Мусы Джалиля работы дяди Садри. Образ татарского поэта-героя Мусы Джалиля не был для С.Ахуна отвлечённым от действительности символом. Они оба хорошо знали друг друга. Позднее, моя троюродная сестра и родная племянница С.Ахуна, Альфия Курмаева, пересказала рассказ о последней казанской встрече Садри Ахуна и Мусы Джалиля: «Помню, как дядя Садри, который хорошо его знал, рассказывал, как он его провожал на фронт. Просто случайно встретились на улице. Куда едешь?- спросил дядя Садри. "На фронт" - ответил Муса. Он был один и дядя Садри проводил его на поезд. Он был последним в Казани, кто видел Мусу Джалиля».
|
|
|
Отец скульптора Салахутдин Ахунов ( 15 мая 1949г.) |
Есть один интересный момент с братьями и сестрами дяди Садри. У всех, и у его тоже, паспортная запись отчества была Салахович. Только у самой младшей сестры дяди Садри, Марьям-апы, отчество записано Салахутдиновна. Дело в том, что обиходное имя их отца было Салах, а полное метрическое, записанное в книгу мечети, Салахутдин. Подобные казусы имели место и у других двоюродных родственников. Так в семье самого старшего брата Слахутдина и моего деда Закира, Ахметзяна (Ахматҗан) Ахунова даже фамилия детей была разной. В прошлые времена не практиковалась запись отчества в нынешнем виде, записывалось две фамилии – родовая и образованная от имени отца. Именно такая ситуация имела место в конце XIX столетия. В нашем случае, средний сын Ахметзяна Ахунова, Фатых, в возрасте 12 лет значился в листах переписной комиссии 1897 года, как Ахунов Фатых Ахметзянов. Также, был записан его 13-летний брат Ахунов Мухаметзян Ахметзянов. Но вот уже совершеннолетние Фатых и Мухаметзян имели в паспорте разные фамилии. Мухаметзян остался Ахуновым, а Фатых стал Ахметзяновым, т.е. Он стал Ахметзяновым Фатыхом Ахметзяновичем, вместо того, чтобы быть Ахуновым Фатыхом Ахметзяновичем.
После завершения учёбы в уральском художественном техникуме и Лениградской академии художеств, дядя Сáдри перебрался в Казань. Здесь, с 1930 годов, он становится известен как наиболее значимый татарский скульптор. К этому времени за плечами у него международное признание. Ведь работы из уральских самоцветов исполненные ещё студентом уральского художественного техникума Садри Ахуновым, завоевали Большую золотую медаль на всемирной выставке 1925 года в Париже. Известный казанский учёный-историк Н.Ф.Калинин отзывался о нём, как о наиболее выдающемся скульпторе из татар. Очень хорошие отзывы давал и его предшественник на посту Председателя союза художников АТССР, известный художник, искусствовет и краевед П.М.Дульский.
|
|
|
|
Дом Осокиных, в котором с конца 1930-х гг располагалось казанское художественное училище, где преподавал С.Ахун |
|
|
Дом, где жил Садри Ахун |
В конце своего казанского периода Садри Ахун жил в «сталинке» возле нынешнего «Нового» здания выставочного зала Музея ИЗО на ул.К.Маркса, но поскольку дядя давно уж переехал в Москву, я его совершенно не помню, хотя он и приезжал в Казань, когда я был малышом, поэтому значительной информацией о нём не располагал. Такую информацию, - статью о Сáдри Ахуне Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой из татарской энциклопедии, любезно предоставил Ахунов Азат, бывший тогда старшим научным сотрудником Института Татарской энциклопедии АН РТ. Часть иллюстративной информации прислал мой двоюродный брат Виктор Ахунов, ну и ваш повествователь основательно затратил время, сканируя семейные альбомы. Позднее разыскал всю ветвь Ахуновых по линии отца С.Ахуна. Кроме них с помощью Гузель Фуатовны Валеевой-Сулеймановой, нашёл ещё потомков папиного друга и художника, также много общавшегося с С.Ахуном – Мурата Рахманкулова, который тоже внёс свой вклад в культурное наследие татарского народа. Помогали архивной информацией и уральские историки и краеведы. Сейчас много интересной информации получаю и от них, однако, когда начинал выкладывать информацию о С.Ахуне на сайте, располагал о нём не полной информации. Вот что на момент первоначальной вёрстки этой странички, поведали наши источники:
АХУ`Н (Ахунов) Сáдри Салáхович (16.3.1903, г.Екатеринбург — 21.6.1990, Москва), первый национальный татарский скульптор,
|
|
Семья маленького Садри ( сам Садри в «матроске» г.Челябинск) |
|
педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1944, 1950), нар. художник ТАССР (1949), профессор. Окончил медресе (1915) и коммерческое училище (1919, г.Челябинск), Уральский художественно-промышленный техникум (отделение камнерезного дела, 1927), Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств (скульпт. отделение, 1931). Ученик Р.Р.Баха, А.Т.Матвеева, Л.В.Шервуда. В 1931–51 преподавал в Казанском художественном училище, с 1949 руководитель скульптурного отделения. С 1951 в Москве. Зав. кафедрой композиции Московского технол. института (1966–74). Чл. (с 1936) и председатель правления (1940–50) Союза художников ТАССР.
Как один из первых профессиональных татарских скульпторов и ведущих мастеров советской скульптуры 1930–50-х гг. внёс большой вклад в развитие национального изобразительного искусства. Творчество Ахуна основывалось на высоком профессионализме, самостоятельной идейно-образной концепции, отразившей традиции татарского народного искусства и русской реалистической скульптуры (П.К.Клодт, Ф.П.Шубин, П.П.Трубецкой), а также европейского искусства (О.Роден и др.). Садри Ахун предпочитал станковую скульптуру, работал преимущественно в жанрах портрета и тематической композиции, используя гипс, мрамор, дерево, фарфор.
|
|
|
|
|
монумент «Владыкой мира будет труд» в скверике на ул.Кирова (ныне ул.Московская) |
Признанный мастер
|
|
|
Генерал И.В.Панфилов (1963, бронза) |
|
|
психологического портрета, Ахун создал галерею образов выдающихся деятелей татарской, русской и мировой культуры — бюсты Г.Тукая (1929, 1938), Х.Такташа (1931), К.Насыри (1941), Н.Жиганова (1941–45); портретный барельеф Р.Роллана (1938), с которым Садри Ахун вёл активную переписку; гипсовые рельефы «Анри Барбюс», «Ленин», «Энгельс» (1938–40), скульпт. портреты
|
|
|
|
|
Узник Моабита Муса Джалиль (1970, бронза) |
из мрамора С.З.Сайдашева (1957), А.М.Бутлерова (1965), М.Горького (1968), Анджелы Дэвис (1971), Рабиндраната Тагора (1974). Снял посмертные маски с Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала. Автор монументально-декоративных произведений, среди которых казанские фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», установленные в парках, фигуры— «Теннисистка» и «Ядрометатель» около стадиона «Динамо» в Казани (все — 1934–37), барельеф Г.Камала в интерьере здания Татарского академического театра (1941–45). В монументальной скульптуре Ахун создал портреты-бюсты Героев Советского Союза М.Воронкова, И.Ижукина (оба — 1945), Мусы Джалиля (1957), Амет-хана Султана (1974).
Автор памятника В.И.Ленину (1957, г.Череповец).
|
|
|
памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю |
|
двоюродные братья Садри Ахуна - Заки и Нагим у памятника Г.Тукаю (архив) |
Особое признание получил исполненный С.Ахуном (совместно со скульпторами Л.Кербелем,
|
|
|
Садри Ахун (Москва) |
|
|
В.Писаревским и архитектором Л.Павловским) монументальный памятник Г.Тукаю (бронза), установленный в Казани в 1958 г.
В казанский период творчества Садри Ахун создал ряд жанровых станковых композиций, в которых национальное своеобразие проявилось в тематике, образах, декоративной трактовке формы. Характерные для мастера высокая культура обработки материала, динамичная фактурная лепка, изящные формы, тонкая проработка деталей соответствуют поэтической и музыкальной гармонии образов. В жанровых станковых композициях «На соколиной охоте», «Песнь в степи» (обе — 1938–40гг.) С.Ахун ввёл мотивы национального орнамента, традиционного татарского костюма, характерные бытовые сцены средневековой татарской истории. Тема Востока нашла отражение в скульптурных композициях по мотивам произведений Г.Низами «Хосров, убивающий льва» и «Меджнун среди газелей» (музей Низами в Баку; обе — 1939г.).
Садри Ахун посвящал своё творчество и теме Великой Отечественной войны. В грозные суровые годы нашествия гитлеровских захватчиков он был пулемётчиком. Рядовой. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг», «Сорок лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг» и другими. В 1949 г. ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР», в 1950 «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1952 г. «Народный художник Татарской АССР». С 1969 г был профессором Московского института лёгкой промышленности.
Среди учеников Ахуна: В.М.Маликов, Н.И.Адылов, Р.Х.Нигматуллина. Участник выставок— всесоюзного, московского отделения Союза художников (1950–80). За цикл произведений художественной резьбы из уральских самоцветов (яшма, малахит, изумруд, змеевик, агат) награждён Большой зол. медалью Всемирной выставки в Париже (1925). Произведения находятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ, Национальном музее РТ, в литературно-мемориальном музее М.Горького в Казани и др.
Ещё, хотелось бы упомянуть тот факт, что Садри Ахун помнил о своих корнях в Казанской губернии, где родился его отец. Ещё в челябинский период своей жизни, в самом начале 1920-х годов, молодой Садри Ахунов указал в анкете, что родом он из села Большие Метески Лаишевского уезда Казанской губернии, хотя на самом деле родом из тех мест был его отец, а сам он родился в Екатеринбурге. Кроме того, уже в конце 19 века его отец Салахутдин жил за пределами Казанской губернии (по материалам всероссийской переписи населения 1897года.).
Все время прошедшее с начала данной сетевой публикации шел сбор материалов о жизни дяди Садри, в первую очередь годных для публикации. В 2013 году исполнится 110 лет со дня рождения Садри Ахуна и хотелось бы выпустить книгу. Однако себестоимость хорошего иллюстрированного издания при тираже 1000 экз. получается порядка 300-350 тыс.руб. При дальнейшем уменьшении тиража заметно возрастает себестоимость экземпляра. В результате нереально будет покрыть даже издательские расходы. Пока вопрос финансирования такого издания не решен. А сбор сведений о нём за это время принёс некоторые плоды. Пришлось порыться в библиотеках и архивах, съездить на Урал, в первую очередь к его племянникам и племянницам (Челябинск, Уфа) семейные архивы которых содержат искомую информацию. В дорогу были взяты сканер с ноутбуком и на местах производилось сканирование фотографий и документов, что-то в архивах копировалось цифровой «мыльницей». Часть собранных таких образом сведений о С.Ахуне нашли отражение на страницах моего жж, а не имеющих к нему прямого отношения, на странице семейного архива. В сборе материалов помогали родственники, уральские историки и краеведы, татарстанские историки и искусствоведы.
Поэтому благодарю за помощь и выражаю искреннюю признательность за помощь в подготовке данной статьи и предоставление материалов для дальнейших публикаций, моим родственникам Виктору Ахунову, Марьям Салаховне (младшая сестра С.Ахуна, в девичестве Ахунова), Мраду Садыкову, Диме Гелозутдинову, Альфие и Наиле Курмаевым, Эмилю Ахунову, а также учёным А.М.Ахунову, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, сотрудникам НА РТ и ОГАЧО, челябинским историкам и краеведам Г.Х.Самигулову, В.С.Боже, Д.Г.Графову, челябинскому исследователю И.А.Султанову, руководству и сотрудникам Нац.библиотеки РТ и библиотеки им.Лобачевского (КГУ), из круга друзей семейства Ахуновых благодарю А.Г.Айдарскую и М.Ш.Рахманкулова. А также, отдельно, за бесценную координационную помощь, благодарю моего друга Ислама Хабибуллина.
Рустем Ахунов, ноябрь 2006г. UPD: 08.4.2012 г.
|
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу или приведённые источники.
Внимание. В связи с тем, что яндекс передаёт «народный» хостинг сайтов сторонней компании (uKoz), пополнение сайта приостанавливается. В т.ч. и до выяснения какого характера рекламные блоки он собирается вешать на страницы хостящихся. Этот хостер известен обилием рекламных блоков характера 18+ потому возможно в ближайшее время будет удалено и содержание этой страницы, чтобы оно не соседствовало с подобной беспринципной рекламой. Потому часть контента по возможности удаляется, до выяснения реальных условий нового хостера. Неизвестно, будет ли им оставлена возможность залива контента по фтр (сейчас это не действует) и т.п. Сайт имеет резервную копию, и всегда может быть восстановлен. О будущих планах развития сайта можете узнавать в моём жж и в жж-сообществе kraeved16
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Семейный архив
Статья Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой о Садри Ахуне в Татарской энциклопедии, а также её устная консультация.
Источники Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой:
Дульский П.М. Скульптор Садри Ахун // Искусство. 1936. № 1; Бреннерт В. Садри Ахун. К., 1945;
Садри Салахович Ахун // Народные художники Татарской АССР. К., 1980.
Материалы предоставленные двоюродным племянником С.Ахуна и моим двоюродным братом - Виктором Ахуновым, а также фотоматериалы как фотографические, так и повествовательные.
Пока почти не использованные материалы как фотографические и повествовательные, предоставленные младшей сестрой С.Ахуна - Марьям Салахутдиновной, его племянниками и моими: троюродным братом Мрадом Садыковым, троюродной сестрой Альфиёй Курмаевой.
Чувашский государственный художественный музей
Н.Ф.Калинин. Казань. Исторический очерк. Казань, Таткнигоиздат 1955
Краткую монографию-альбомчик Садри Салахович Ахун [Народные художники Татарской АССР]. Казань, 1980 подарил мой друг Ислам Исмагилович Хабибуллин.
Некоторые работы С.С.Ахуна: скульптурные портреты Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и маску композитора Салиха Сайдашева, передала в Национальный музей РТ вдова скульптора Садри Ахуна Ю.П. Бейер.
|