|
Rustik68 ©1998 |
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
Раздел о районах Республики Татарстан
Бета-версия
Село Бурундуки Кайбицкого р-на РТ |
|
|
|
|
|
|
Каталог арх-ист. памятников РТ |
Кайбицкий район нашей республики один из живописнейших, особенно летом, когда в пути вас окружают холмы заросшие густым лесом. Отчасти у этих пейзажей имеется сходство с Крымом. Правда, есть здесь менее живописные низины. Именно в таком месте, где Ульяновская трасса Р-241 проходит не по склону холмов, а низкой долиной, у дороги расположено село с таким интересным названием как Бурундуки. По мнению выдающегося татарского ученого-просветителя, историка-этнографа, языковеда и писателя Каюма Насыри, Бурундук - булгарское имя. Сохранилось оно в фамилии Бурундуков и в названии этого села Бурундуки Кайбицкого района РТ. Сведения о сохранившейся в этом селе старой каменной мечети, исторически здешней второй соборной, есть в кабминовском справочнике Свод памятников истории и культуры РТ, том 1. 1999 г. Однако, мне неизвестно было каково состояние этого исторического памятника в настоящий момент. Используя служебное положение в «корыстных целях», исспрашивал ходоков, приезжающих к нам со всех городов и весей РТ, о состоянии исторических и архитектурных памятников на местах. И вот, мулла села Бурундуки, приехавший к нам в Казань в числе таких ходоков, уведомил меня, что их каменная мечеть, отстроенная в 1895 году, как и в Балыклы-Чукаево, ещё на средства Галиахмет-бая (А.Г.Хусаинов), после реставрации 1991 года в очень хорошем состоянии.
|
|
|
|
|
|
Кабминовский и минкультовский справочники по архитектурно-историческим памятникам РТ представляют визуальную информацию в черно-белом варианте и с низким фотографическим разрешением. Потому, как в случае с другими историческими местами, решено было при первой возможности навестить Бурундуки, чтобы зафиксировать всё в цвете и с нормальным разрешением. Правда, в этой поездке мы были ограничены во времени, т.к. основной целью вояжа было село Тутаево Апастовского р-на РТ. Потому, подпрыгивая на кочках деревенской дороги, укреплённой лишь щебенкой, только на краткое время подъехали к старинной мечети чтобы сфотографировать её и прилегающие общие виды села Бурундуки.
|
|
В девятнадцатом столетии это село состояло из двух деревень, Большие и Малые Бурундуки. Местными сельчанами эти сведения уже забылись. В позапрошлом столетии оба села входили в состав Ивановской волости Свияжского уезда. Такое административное подчинение сохранялось до 1920 года, когда была образована ТАССР. Первоначальная аббревиатура образованной на основе Казанской губернии татарской автономной республики имела вид АТССР. С момента образования АТССР уезды бывшей Казанской губернии были упразднены, и Бурундуки вошли в состав Свияжского кантона АТССР. По упразднению кантонов, в течении шести месяцев 1927 года Бурундуки входили в состав Ульянковского района, затем Кайбицкого. С февраля 1963 года Бурундуки входили в состав Буинского района ТАССР, через год вошли в состав Апастовского района. С девятнадцатого апреля 1991 года село Бурундуки входят в административное подчинение Кайбицкого района РТ. Село это расположено у реки Бирля и находится в 24 километрах к северо-востоку от Больших Кайбиц.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведомости о магометанских приходах за 1896г. |
До 1895 года, как подтверждается кабминовским сводом архитектурно-исторических памятников РТ, Большие и Малые Бурундуки имели одну общую махалля (магометанскiй приходъ). По Указу Казанскаго Губернскаго правленiя от 16 октября 1895года за № 2418 в д.Бурундукахъ разрешено было построить 2-ю соборную мечеть с образованием прихода из из 294-х душ живущих в 94 домах этой же деревни. Однако, вопреки сведениям кабминовского справочника архитектурно-исторических памятников РТ, и в следующем 1896 году, ведомости о магометанских приходах, отмечали что 2-я соборная мечеть здесь ещё не выстроена и приход не разделился.
В ведомостях о магометанских приходах, чётко записано, что по состоянию на 1896 год в Бурундуках оставался один приход, который составляли 273 домохозяев, всего 877 лиц мужескаго пола и 908 женскаго. Старая мечеть единой махалля обоих Бурундуков была построена в 1869 г. Но, как отмечено в ведомости, построена неизвестно по чьему разрешению. Крещёных татар в Бурундуках на тот момент не числилось. В народной школе при мечети обучалось 72 мальчиков и 61 девочек. Содержание этого учебного заведения состояло из платы учащихся натурою, а каким иным постоянным доходом не обеспечивалось.
Сельским приходом тогда ведали 62 летний имам Гатаулла Вахитов определённый на эту должность по Указу Казанскаго Губернскаго Правленiя от 25 февраля 1856г. за № 1670. Он получал содержание от прихожан хлебом и деньгами до 250 руб. К воинской повинности Гатаулла Вахитов не призывался. Вторым имамом махалля Бурундуков был 31 летний Мухамет Ахмамотдин Гатдус Кадыров, имевший свидетельство Казанскаго Губернскаго правления от 30 июля 1889г. за № 2953. Его содержание от прихожан хлебом и деньгами имело верхний предел до 220 руб. М.А.Г.Кадыров был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда с 1888 г., что подтверждалось свидетельством за №1058.
Возможно, в 1896 году вторая соборная мечеть только строилась. Ведомости о магометанских приходах часто слишком формально отражали положение дел. Когда же стала действовать вторая соборная мечеть Бурундуков и когда здешняя махалля разделилась, ещё не докопался. Исслежования в этой части ещё не завершены.
Что касается истории советского довоенного периода, то нашёл в республиканской периодике за 1935 год заметку о том, что в июне месяце того года около села Бурундуки был впервые образован районный осоавиахимовский лагерь. Осоавиахим – общество содействия обороне авиации и химическому строительству, государственная общественная организация довоенного периода, предшествовавшая ДОСААФу. В Осоавиахимовском лагере близ Бурундуков была оборудована спортивная площадка на которой допризывники сдавали нормы ГТО и нормы противовоздушной и противохимической обороны. В лагере действовал планерный кружок, для практических занятий там имелся планер «УВ-4». Тамошний инструктор планерист тов.Плашкин умудрился тогда продержаться в воздухе на этом планере аж 17 минут. Надеюсь, продолжение следует…
Рустем Ахунов Казань, 02 ноября 2010 г.
UPD: 25 января 2012 г.
|
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.
Дополнительно по теме:
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ КАЗАНСКОГО КУПЦА АХМЕДА ГАЛЕЕВИЧА ХУСАИНОВА на сайте Гасырлар Авызы – Эхо веков..
Надписи на могильных камнях знаменитых татарских меценатов Хусаиновых на сайте Азата Сайфутдинова.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Информационная поддержка: Ислам Исмагилович Хабибуллин (Казань)
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.
Свод памятников истории и культуры РТ, том 1. Казань 1999 г.
Материалы НА РТ.
Помощь главного специалиста Национального архива РТ,
зав.читальным залом Лили Заудатовны Хасаншиной.
Информационная поддержка: Азат Сайфутдинов (Казань)
Статья село Бурундуки в 1-м томе Татарской энциклопедии. Казань, Институт татарской энциклопедии 2002 г..
Словари и энциклопедии на Академике созданные веб-мастерами дошкольного возраста.
Официальный сайт Кайбицкого муниципального района где ни слова(!!!) не сказано про село Бурундуки.
Страницы этого сайта, где есть информация по дореволюционному периоду истории сельских магометанских приходов Казанской губернии:
Большие Метески, Тюлячинского р-на
Турнояс, Высокогорского р-на
Большой Битаман, Высокогорского р-на
Сая, Высокогорского р-на
Старинное медресе в Сатышево, Сабинский р-н
Старинное село Уют, Сабинский р-н
Старинная мечеть в посёлке Шали, Пестречинчкий р-н
Старинная мечеть в селе Балыклы-Чукаево, Рыбнослободского р-на
Олы Салтан, Рыбнослободского р-на
Тугаево, Зеленодольского р-на
Бакырчи, Зеленодольского р-на
Бурундуки, Кайбицкого р-на
|