Раздел о районах Республики Татарстан
Бета-версия
Село ТУРНОЯС Высокогорского р-на РТ |
|
|
Дореволюционая карта местности |
|
|
|
|
|
Свидетельство С.Мухаметаминева |
Ведомости о магометанских приходах по Казанскому уезду за 1896 год указывают, что в деревне Турнояс, на тот момент относившуюся к Алатской волости, единственным магометанским приходом ведал, числившийся ратником ополчения 1 разряда 38 летний Фаизъ-Акдасъ Менглыбаевъ. К 1915 году, согласно сведений Адресъ-календаря и справочной книжки Казанской губернии, этим приходом всё также ведал хатып Фаизъ-Акдасъ Менглыбаевъ и ему помогал, фактически исполняя его обязанности, сын Габдулъ-Фаизъ Менглыбаевъ. При приходе действовала мәктәб (начальная школа). Родственник Фаиза и Габдула Менглыбаевых, Карим Магасумов Менглыбаевъ исполнял обязанности хатыпа в деревне Большой Сулабаш, той же Алатской волости. Надо заметить, что до 1872 года жители Турнояза относились к приходу деревни Шипшиек. Но вот в сентябре 1872 года в сын мулы из Большого Битамана, получил указ на место муллы в деревне Шипшиек. Однако, там уже имелся свой приход (махалля). Махалля была разделена и через месяц, 20 октября 1872 года, приписанные ранее к Шипшиеку турноясцы, получили самостоятельный приход. Который и возглавил сын больше-битаманского муллы, Салахутдин Мухаметаминов, перешедший из Шипшиека в Турнояс. Интересно, что до 1884 года уже к махалля деревни Торнояс, кроме самих его селян, также относились жители ряда других селений — 210 крестьян деревни Б.Шухота, которых сменили впоследствии 127 крестьян деревни Большие Верези.
К изысканиям относительно деревни Турнояс, сподвигли события наиболее ранних лет, из описанных выше. Но начну с воспоминаний своего безмятежного детства. Не помню разговоров о деревне Турнояс в домашних рассказах, хотя возможно они и были. В основном на памяти Дубъязы и Битаман. Детские интересы редко лежат в области генеалогии, тем более генеалогической географии. Как правило, детишкам интересны игры со сверстниками. Немало выслушивал в детстве сведений о прошлом семьи, пусть и несколько заувалированных из-за советских реалий, но в ту пору в одно ухо влетало... Воспоминания той поры перемешались, и к моменту, когда начал восстанавливать географию семьи, спрашивать, практически, было уже некого. Я к этому времени не помнил даже, в связи с дедушкой или бабушкой упоминались Дубъязы и Битаман, воспоминания восстанавливались в процессе поисков. Чаще моя бабушка Кашифа Салахутдиновна называла деревню Битаман, ассоциировшуюся у меня с витаминками-дражже, и я тогда не совсем понимал о чём идёт речь. Упоминались Метески, как теперь знаю, в связи с родиной дедушки, реже что-то упоминалось про Дубъязы. Как выяснилось не очень давно, после походов в архив ЗАГСа, место рождения бабушки была деревня Турноясь, на момент записи в советский паспорт, относившаяся к Дубъязскому району. В принципе, Дубъязы и Турнояс разделяет смешное расстояние. Сейчас оно составляет где-то сто пятьдесят метров (не километров), т.е. фактически Дубъязы и Турнояс это один населённый пункт. Карта местности показала, что не очень далеко находились две деревни Битоман, Большой и Малый.
|
По дороге в Дубъязы |
|
|
|
|
|
Моя БибиКашифа Салахутдиновна |
Изыскания в НА РТ показали, что первым указным муллой в Турноясе был Салахутдин Мухаметаминов. В браке с Фахринисой дочерью Ибатуллы, у него была дочь Биби Кашифа, родившаяся 27.9.1879г. Т.е. величали эту дочку Биби-Кашифой Салахутдиновной. Турнояс и в те годы был не очень крупным селением. Сам Салахутдин Мухаметаминев и вёл метрические записи мечети. За период плюс-минус пять лет, упоминания о какой-либо другой Кашифе Салахутдиновне в метрической книге не было. Однако, были некоторые моменты вызывающие у меня сомнения в точной идентификации родителей моей бабушки. По паспортным и наградным данным, родилась она в 1882 году. Однако, по документам обнаруженным в ОГАЧО в сведениях о семье, подаваемых дедушкой при ежегодном продлении купеческого сословия, в интервале 1903-1912гг., он указывал возраст своей жены Биби Кашифы лет на пять постарше, т.е. где-то 1877-78г.р. Обнаруженная в НА РТ запись о рождении Кашифы дочери Салахутдина, датировкой оказывалась чуууть помладше дедушкиных сведений о моей бабушке и постарше, чем в её паспортных данных.
|
|
|
|
Запись о рождении Биби Кашифы |
|
|
Запись о смерти имама Салахутдина |
Имам Турнояса, Салахутдин Мухаметаминев, умер 2 февраля 1884 года (по старому стилю), в возрасте 37 лет, когда его дочери Биби Кашифе ещё не исполнилось полных пяти лет. В таком возрасте дети мало чего могут запомнить, и уж никак не дату своего рождения. Семейные указания совместно на Битаман и Дубъяс (практически слившихся с Турноясом), говорили в пользу того, что мулла Салахутдин Мухаметаминев является отцом бабушки Кашифы. Если моя бабушки и есть та самая дочь Салахутдина Мухаметаминева, то скорее всего, после ранней кончины турнояского имама, дочь-сироту забрали в свой дом какие-то родственники. В таких случаях и день рождения сироты мог быть принят неточным. Скорее всего Биби Кашифа жила на попечении у родственников имеющих торговые дела в Уфе, что не исключает какого-то детского периода её жизни в самих Б.Битаманах. Во всяком случае в Зур Битаман начала 20 века зафиксирован некий предприниматель Назыров, и на семейных фотографиях начала 1950-х годов, также присутствуют некие родственники с такой фамилией.
|
|
|
|
|
|
|
|
Моя БибиКашифа с дочкой Гульсум. Уфа, центр.фотографiя |
|
|
Закир Залялетдинович Ахунов, в уфимский период его жизни [ уфимский оборот фото] |
Купец Садритдин Назиров имеющий родовые корни в с.Б.Битаман, жил в Уфе и имел там крупную торговлю мануфактурой. А город Уфа - место наиболее вероятной женитьбы моего деда Закира и бабушки Кашифы. Основываясь на сведениях переписных листов 1897 г. сообщавших, что на 1897г. Закир Ахунов был женат, «временно» отсутствовал работая в Уфе приказчиком и уфимских фотографиях бабушки Кашифы с первой дочкой Гульсум сделанных в уфимском фотосалоне, старший научный сотрудник института истории им.Ш.Марджани, Р.А.Гимазова, высказывала предположение, что дед Закир мог жениться именно в Уфе, на родственнице хозяина, у которого он служил приказчиком. Такие случаи в татарской среде имели место, например у Г.Ф.Бурнаева. В моём случае, этой хозяйской родственницей, на которой женился молодой приказчик Закир, оказалась Биби Кашифа. Но в начале изысканий я не знал о ряде косвеных совпадений, которые выяснились в процессе исследования, и просто решил, что предпринять попытку выяснить вопрос на месте не будет лишним. И вот, моя старенькая арба, поскрипывая, тронулась в направлении бывшего Дубязского района, ныне вошедшего в состав Высокогорского.
|
|
|
В Дубъязах |
|
|
Прихваченная в это небольшое путешествие дорожная карта оказалась полезной. Не было нужных указателей, а слово Дубъяз я прочёл на каком-то совершенно не дорожном, а рекламном плакате, практически уже на въезде в бывший административный центр ТАССР. Карта не всегда отображала все дорожные нюансы, и из-за отсутствия нужных дорожных указателей многократно приходилось останавливаться и спрашивать направление. Дорога качеством не впечатляла, хотя придоржные пейзажи радовали глаз. Когда въехал в Дубъязы, здесь походил к завершению обеденный перерыв в учреждениях. Однако, по причине субботнего дня после обеда сельсовет уже не открылся. Сфотографировал какое-то здание, достаточно старой постройки и поехал в соседний Турнояс, который уже практически поглощён Дубъязами и приписан к дубъязскому сельсовету.
|
|
|
|
|
Дорога прямо – Дубъязы, а поворот налево – через 50 метров Турнояс |
|
В деревне Турнояс |
|
В деревне Турнояс |
|
|
|
|
|
Ценная информация от Нурмухамета-абы |
Стояла нестерпимая жара лета 2010 го. Казалось, что небольшая деревушка Турнояс, расположенная в шаговой доступности от Дубъяз, вымерла. Однако, достаточно быстро сыскал здесь живые души. С поиском информации мне повезло тоже достаточно быстро. Приветливые сельчане проводили меня к Нурмухамат-абы, который собирал сведения по истории Турнояса, переняв историческую эстафету своего отца. Он меня сразил наповал, появившейся из его исторических закромов, некоей «книжной» вырезкой. Где со ссылкой на материалы НА РТ, давалась не просто историческая справка по Турноясу, но и сведения о первом указном имаме махалля Турнояс – того самого Салахутдина Мухаметаминова. Что меня поразило окончательно, так это т о, что Салахутдин Мухаметаминов был уроженцем деревни Большой Битоман!!! Так что? Не просто так Кашифа Салахутдиновна упоминала Битаман?!
|
|
|
|
Запустение в Турноясе |
|
|
Цветущий Турнояс |
Однако, на том открытия не прекратились. Вместе с Нурмухамет-абы мы сходили на сельское кладбище, где мне был показан единственный сохранившийся могильный камень, по утверждению Нурмухамата, поставленый именно на месте захоронения имама Салахутдина Мухаметаминова, моего потенциального родственника. Было видно, что камень старый, но надпись на нём прекрасно сохранилась именно благодаря факут его старости. Ведь тогда ещё не применяли технологии выдавливания текста в цементном растворе, который довольно быстро портился. Надпись была именно вырезана в этом камне. Впоследствие, сведения Нурмухамета-абы подтвердили доктор филологических наук Марсель Ибрагимович Ахметзянов и с.н.с. Исмагилов Наҗип Файзрахманович, которые помогли перевести тексты на иске-таш Турнояса и Б.Битамана.
Общение с Нурмухаматом-абы было неоднократным. Но ещё во время первого посещения Турнояса мне показали место, где располагалась мечеть построенная в 1906 году. На фотографии обозначил для наглядности место, где стояла мечеть зелёным овалом. Её сруб был разобран в советское время и увезён в соседние Дубъязы. Там сруб был вновь собран, и в нём долгое время размещался местный «Дом пионеров». С перестройкой пионерия стала неактуальной, как и организация творческого детского досуга, в целом. Дом отошёл в частное владение, был обшит, или даже обложен кирпичом, и теперь ничего не говорит о месте, где находится сруб бывшей мечети Турнояса.
|
|
|
|
|
|
|
Гульсум, Амина, Ркия Ахуновы |
|
Сёстры Амина и Ркия Ахуновы |
Важно отметить, что не выискивал «крутых родственников», целью генеалогических поисков было выявление именно моих родственников. Потому все новонайденные сведения требовали многократной проверки по разным источникам. Ну и по возможности должны были дополняться сведениям старожилов Большого Битомана, генеалогическими сведениями здешних потенциальных родственников. Не ограничиваясь изысканиями на месте, начал изыскания по этому вопросу и в НА РТ. Помощь в уточнении информации по Турноясу, оказал и Сайфутдинов Азат, подсказавший из какого источника появилась «вырезка» (ксерокопия) у Нурмухамета-абы. Его источником оказалась книга «Страницы истории высокогорского района», где наши известнейшие историки Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов обубликовали статью «История мусульманских приходов Высокогорского района». Именно в этой статье содержались сведения о первом указном имаме Турнояса, Салахутдине Мухаметаминеве.
Теперь мне понятно уже больше, но на момент первых поездок в эти места меня смущала выпись из метрической книги челябинской мечети о рождении младшей бабушкиной дочери, моей тети Амины-апы. В загсовской справке советского периода о рождении Амины апы, основанной на выписи из метрической книге челябинской Ак-мечети в графе «родители» имена были указаны полные. Отец – Ахунов Мухамет-Закир Заллялетдинович, мать Биби-Кашифа Мулла Салахутдиновна. Вот это «Мулла Салахутдиновна» меня смущало, ибо в метрической книге мечети Турнояс о рождении дочери муллы Салахутдина Мухаметаминова, в её имени не значилось сочетание «Мулла Салахутдиновна». Смущало, пока меня не осенило, что это просто слишком дословный перевод с татарского.
Если вернутся к татарской записи, то очевидно, что матерью Амины-апа по-татарски была указана не «Биби-Кашифа Мулла Салахутдиновна», а Биби-Кашифа мулла Салахутдин-кызы. В переводе слово мулла оставили, а сочетание Салахутдин-кызы (дочь Салахутдина) записали в современной версии – Салахутдиновна. После такой разгадки всё выявленные исторические детали жизни дочери муллы Салахутдина - Кашифы и моей бабушки Кашифы, стало стыковаться понятно, что это одна и та же личность.
Первое посещение Турнояса, и столь существенные открытия того дня, тем не ограничились. Чувствуя, что этот день удачный, и уповая на благоволение Аллаха, я поехал дальше, в Большой Битаман. Где меня также ждали открытия, пусть и локальные, связанные с фамильными изысканиями.
|
Дорога на Битаман |
|
|
|
|
|
Лист метрической книги с записью о рождении Амины |
О поездке в Битаманы можно прочесть перейдя по приведённой выше ссылке. Мои же общие фамильные исследования не прекратились и не ограничились рамками бывшей Казанской губернии. Поскольку значительная часть дореволюционной жизни бабушки и дедушки прошла в Челябинске, там также проводил архивные изыскания, которые принесли свои плоды и в отношении вопросов связанных с родословной бабушки Кашифы. Нашёл в архиве все челябинские оригиналы метрических записей о рождении папы, его сестёр и братьев, исключая метрику самой старшей сестры Гульсум, родившейся, по всей видимости. ещё в Уфе. Справка, выданная челябинским ЗАГСом, подтвердилась. Оригинальная метрическая запись о рождении папиной сестры Амины, содержала наибольшие сведения о родителях – Закире и Кашифе.
Выявление оригинальных метрик произошло летом 2011 года. Тогда же, во время посещения Троицка Челябинской области, мой знакомый Рауф Назипович Гизатуллин, зав.каф.истории Троицкого УГАВМ, помог по фотокопиям выяснить в каких строках записей метрических книг расположены записи о рождении папы, его братьев и сестер. Позднее, уже летом 2012 года сотрудник ИЯЛИ Гайнутдинов Айдар, помог выявить и перевести все записи в метриках о родственниках. В т.ч. и о рождении Амины апы. Теперь сомнения о том, кто был отцом нашей бабушки Кашифы, исчезли полностью:
|
№ 6. Амина (Әминә). Родилась 18 мая [1907 г.]. Отец: Чиләбе купесы (Челябинский купец) Мухаммедзакир Залялетдин улы Ахунов. Мать: Бибикашифа мулла Салахутдин кызы. |
Единственно, в этом случае, не написали, что родители hәр икесе Казан кешесе (оба из Казани, точнее, оба казанские люди, т.е. из Казанской губ.). Как это указывалось в записях о рождении папы, его братьев и сестры Ркии.
Рустем Ахунов
Казань, 03 сентября 2010 г. UPD: июль 2012 г.
|