Дом Шамиля, музей Тукая Отчёт о походе в музей [большинство фотографий кликабельно] |
|
|
|
|
Внимание. В связи с тем, что яндекс передаёт «народный» хостинг сайтов сторонней компании (uCoz), пополнение сайта приостанавливается до выяснения какого характера рекламные блоки новый хостер собирается вешать на страницы хостящихся. Этот хостер известен обилием рекламных блоков характера 18+ потому возможно в ближайшее время будет превентивно удалено и содержание этой страницы, чтобы оно не соседствовало с подобной беспринципной рекламой. Потому часть контента по возможности удаляется, до выяснения реальных условий нового хостера. Кроме того, неизвестно, будет ли им оставлена возможность залива контента по фтр (сейчас это не действует) и т.п. Сайт имеет резервную копию, и всегда может быть восстановлен. О будущих планах развития сайта можете узнавать в моём жж и в жж-сообществе kraeved16
Во время диспута об архитектуре Старой Казани в одном жж-комьюнити, мне напомнили, что в знаменитом дома Шамиля на ул. Тукаевской сейчас размещён музей самого знаменитого татарского поэта – Габдуллы Тукая. Что сподвигло вашего повествователя на поход в этот музей в ближайшие же дни после того обсуждения. Но о походе речь будет чуть позже. Сначала расскажу, что мне известно об этом интересном памятнике архитектуры, в котором с 1986 года открыт музей выдающегося татарского поэта.
Дом Шамиля уникален по своей архитектуре, представляя собой вариации на темы средневековой европейской архитектуры, однако, внешний декор этого здания использует мотивы наиболее отвечающие вкусам местного населения и перекликается с традициями национального зодчества. Дом был построен по заказу крупного татарского купца Ибрагима Апакова, чья дочь Марьям была замужем за Магома Шаффи Шамилем (Мухаммадшафи Шамиль) - средним сыном знаменитого имама Шамиля (1834-1859) – лидера национально-освободительного движения на Кавказе. После того как в 1859 году имам Шамиль был захвачен и арестован, его вместе с семьёй сослали в Калугу. Но Его сыну Мухаммадшафи Шамилю разрешили жить и служить в Казани. Он дослужился до генерал-майора и был избран почётным членом Общества пособия бедным мусульманам Казани. Для обустройства жизни молодой четы и предназначался этот дом. Но сначала дом Шамиля был на углу улиц Астрономической и Профсоюзной, занимая площадь вплоть до места где сейчас высится обновлённое здание ДТК. «Дом Шамиля» на ул.Тукаевской (тогда ул.Тихвинская), в котором сын имама Шамиля жил с 1882 по 1906 гг., безусловно является одним из самых примечательных архитектурных памятников Казани. Его первоначальная версия была подвергнута изменениям, т.е. дом перестраивался по проекту Г.Б.Руша (знаменитый дом Кекина построен также по его проекту) и Ф.И.Амлонга. Наиболее богатым «архитектурными излишествами» является главный фасад, выходящий на ул.Тукаевскую. Парадный подъезд обогащён большим эркером, нависающим над входом.
Tа часть фасада, которая смотрит на место бывшей Юнусовской площади, скромнее главного фасада, но также притягивает к себе взгляд. Площадь Юнусова (XVIII-XX) располагалась на пересечении улиц Тукаевской и Ф.Карима. Останки нынешних четырёх скверов в прошлом были объединены в общую площадь, по традиции именуемую Юнусовской. Здесь в XVII – начале XVIII веков ещё функционировало мусульманское кладбище, расположенное на юго-западной окраине татарской части города.
|
|
|
Сохранившиеся дома, которые располагались вокруг Юнусовской площади |
Сейчас, о былых временах говорят ещё несколько сохранившихся зданий дореволюционной постройки, окружавших Юнусовскую площадь. Но, как ни странно, утрачено даже относительно современное здание кинотеатра им.Тукая, как снесены и некоторые другие кинотеатры города, в т.ч в советском районе к-тр «Дружба». Слишком много в муниципальной администрации сидит безграмотных калхозников и просто бездуховных чиновников, плюющих на историю края.
Да тьфу на этих мерзавцев. Кроме фронтальной части дома Шамиля и заслуживает внимания и вид со двора здания (см. выше).
* * * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Книга купленная в книжной лавке |
Если театр начинается с «вешалки», то музей – с вестибюля. В музее есть и книжная лавка, где скромно представлены краеведческие издания и музейные альбомы. Фойе музея оформлено не то чтобы скромно, а как-то по-домашнему. Мне, так понравилось. Надо сказать у музея есть не только плюсы, но и минусы. Что мне не понравилось, так то, что толком не мог купить входной билет – с утра не было сдачи. Дело в том, что любую, самую минимально собранную выручку требуют сдавать в МинКультуры, даже если это 150 руб!!! Т.е. утром в кассе ни копейки, к вечеру 25-100 руб (цена билета 25-30руб), ибо столько в музее посетителей… Ну что делать??? Да, сразу купил там море книжек в лавке при музее, оплатил лицензию на полновесное право фотографировать все музейные объекты, оплатил услуги гида для персональной экскурсии.
Рассказ гида, Лены Ивановны, меня растрогал, было много чего интересного и познавательного, водили с длительными и пространными рассказами по залам экспозиции более часу!!! За всё то, вкупе с приобретёнными музееведческими китаплар (книгами по-татарски), уплатил вполне доступную сумму – 231 таньга! Да при таких расценках можно лишь удивляться, что музей ещё держится на плаву!
|
|
|
|
|
ЖЗЛ «Тукай» |
|
Фотография памятника из ЖЗЛ |
В нашем Суверенном и Солнечном Татарстане каждому, независимо от его национальности, известно, что Габдулла Тукай самый почитаемый и первый в плеяде татарских поэтов и писателей. Его образ увековечили многие художники, в том числе, в металле на улице Пушкина, воплотил его образ и мой дядя – первый татарский национальный скульптор Садри Ахун. В книге «Тукай» написанной Нуруллиным и вышедшей в серии ЖЗЛ (М 1977), как раз приведена именно эта скульптура, с 1958 года ставшая одной из «визитных карточек» Казани.
К сожалению, в тех разделах казанского музея Г.Тукая,
|
|
|
Ф.А.Аминов |
|
|
где представлены произведения других деятелей культуры, в чьём творчестве нашли отражение произведения Габдуллы Тукая, нет иллюстраций выдающегося татарского художника Ф.А.Аминова, который создал множество замечательных иллюстраций по мотивам его произведений, от которых невозможно оторвать взгляда. Но сотрудники Государственного музея изобразительных искусств РТ поведали о том, что некоторые работы Ф.А.Аминова всё же есть в экспозиции музея Г.Тукая в Кырлае. Поездка в Новый Кырлай, принёсшая множество положительных эмоций, подтвердила эту информацию. А вот в этом казанском музее Тукая обнаружил издание его «Шурале» на арабском языке (1979), которое случайно сохранилось и у меня дома.
Экспозиция нашего казанского музея Габдуллы Тукая, освещающая детский период жизни этого выдающегося татарского поэта, самая условная, т.к. об этом периоде жизни Тукая известно лишь по его воспоминаниям. Хотя вроде найдены некоторые документы, где зафиксировано рождение будущего поэта Габдуллы. Но так и не понял, оригинал здесь экспонируется или его имитация.
|
|
|
Документ с записью о рождении Габдуллы Тукая |
|
Г.Тукай и Ф.Амирхан. 1912 г. |
|
|
|
Г.Тукай и Тухватуллин. 1905 г. |
|
|
Общеизвестно, что Габдулла Тукай водил дружбу с многими деятелями татарской культуры, которые были не только духовно образованы, но и имели обширные светские познания. Друга Тукая - Мутыгая Тухватуллина, называют татарским Шаляпиным. Он много сделал для продвижения музыкальной культуры и развития татарской народной музыки. Именно в части этой дружбы, музей Тукая насыщен музыкальными инструментами, как национальными: кубыз, татарская гармошка, курай, так и имевшими в то время общее употребление: семиструнные гитары, порой весьма причудливой формы, мандолины. А на фотографии любительского татарского ансамбля народных струнных инструментов, слева вверху общей фотографии, вроде, вырисовывается и oud!
|
|
|
|
|
|
|
Саз в интерьере эпохи |
|
Мандолина в интерьере эпохи |
|
Татарская гармошка, кубыз, курай и оригинальная семистр. гитара в экспозиции музея. |
|
Фотография любительского татарского ансамбля струнных инструментов. Музей Г.Тукая |
В одном из разделов музея экспонируются старинные издания русской и зарубежной классики на русском языке и их тукаевские переводы на татарский язык Представлены документы и фотографии отражающие события жизни татарского театра, издания и оригинальные автографы Тукая, в т.ч. и его рисунки.
|
|
|
|
|
Тукай с друзьями. Астрахань, 1911г. |
Представлены здесь и личные вещи Габдуллы Тукая, его подарки друзьям, в т.ч. его тюбетейка, и его тогдашний личный дорожный «кейс». Тюбетейка в очень хорошей сохранности, но будучи взрослым, Габдулла Тукай не любил носить головной убор, исключая холодное время года. Это видно на многих его фотографиях. Габдулле Тукаю приходилось совершать поездки и в соседние губернии, его приглашали в гости богатые купцы. Когда возникало желание навестить соратника по перу Сагитта Рамиева, общение с которым у Габдуллы не всегда завершалось мирно, Тукай покупает билет на пароход «Тургенев» и третьим классом отправляется в Астрахань... Как символ путешествий Тукая, в соответствующем разделе музея установлен подлинный судовой штурвал той эпохи.
|
|
|
|
|
Дорожная корзина Г.Тукая |
|
Тукай с С.Рамиевым и учителем Шагитом Гайфи в Астрахани. 1911г. |
|
Садовой штурвал – символ путешествий Тукая |
Непосредственно с жизнью Габдуллы Тукая сам дом Шамиля, расположенный у бывшей Юнусовской площади, никак не связан.
|
|
|
Тукай в больнице. 1913г. |
|
|
В качестве музея Поэта, его выбрали по другой причине. Находящаяся в центре забулачной части города, где жили в основном татары, Юнусовская площадь издавна служила местом массовых сходок и собраний. В апреле 1913 года здесь в связи с кончиной выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая происходило многотысячное стечение народа. Отсюда, не обращая внимания на непогоду, эта огромная и нескончаемая толпа людей провожала Поэта в последний путь. В советский период, Юнусовская площадь утратила своё прежнее значение, её территория была засажена деревьями (кроме проезжей части) и превращена в сквер.
|
Похороны Тукая, 1913г. |
|
|
|
|
|
Мемориальная доска на здании бывш.клиники |
Последние дни Тукай провёл в клинике врача Клячкина (Островского, 11/6), где в советский период располагалась «клиника гинекологии и акушерства ГИДУВа, ныне там размещается Министерство здравоохранения РТ. В эту клинику, уже умирающего от туберкулёза Тукая, переправили из гостиницы «Булгар», где долгое время он жил в 40-м номере. Умирал Габдулла Тукай именно здесь, и на фасаде экс-клиники Клячкина со стороны ул.К.Наджми установлена мемориальная доска, с указанием даты кончины выдающегося татарского поэта, и того, что последние трагические дни Г.Тукая прошли здесь. Администрация нынешнего Министерства здравоохранения РТ, в противовес слишком рационально мыслящей молодёжи (по-видимому, отпрысков нуворишной «аристократии», причём, не только татарской), как дань уважения памяти поэта и культурному наследию татарского народа, создало в этом здании памятную комнату Г.Тукая.
Находившееся в ужасном состоянии здание гостиницы «Булгар» являвшееся памятником архитектуры XIX века, последнее время хотели ещё восстановить, но неожиданно «было принято негласное решение» о его сносе и, ко второму октября 2008 года, это историческое здание было полностью уничтожено:
Р.Ахунов, 20 апреля 2008г. UPD: 25.01.09г.
©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.
|