Раздел о районах Республики Татарстан
ВНИМАНИЕ! В связи с тем, что яндекс передаёт «народный» хостинг сайтов сторонней компании (uCoz), пополнение сайта приостанавливается. Часть контента по возможности удаляется, до выяснения условий нового хостера известного обилием рекламных блоков характера 18+. Будет ли оставлена возможность залива контента по фтр (сейчас это не действует) и т.п. Сайт имеет резервную копию, и всегда может быть восстановлен. О будущих планах развития сайта можете узнавать в моём жж и в жж-сообществе kraeved16.
|
|
МУЗЕЙ Г.ТУКАЯ в Новом Кырлае [отчёт о походе, «картинки» кликабельны] |
|
|
|
Сказочные жители Кырлая |
|
|
|
|
|
У дорожной развилки ведущей к музею Тукая в Новом Кырлае. |
Арск, куда мы заехали транзитом, был интересен, но время шло к вечеру. Боясь опоздать и прибыть в музей Габдуллы Тукая в Кырлае уже к закрытию, мы решили продолжить осмотр Арских достопримечательностей после поездки в Кырлай. Сотрудница Арского краведческого музея позвонила при нас в Кырлай и предупредила, что к ним выезжают два досточтимых и уважаемых казанских эфенди. Ехать пришлось не очень долго. Дорога из Арска в Новый Кырлай прямая, только у самого Кырлая, увидев большой щит, однозначно дающий знать куда вы приехали, надо свернуть направо. Уже на месте разок пришлось уточнить направление к музею у проходивших ребятишек. Но блуждать не пришлось - музей Габдуллы Тукая расположился недалеко, сразу за школой.
|
|
|
|
Ислам шагает по главной аллее к музею Тукая в Новом Кырлае. |
|
|
Общий вид здания музея |
Пройдя по
|
|
|
Памятник Г.Тукаю, проект Б.Урманче скульптор И.Новоселцев (1976). |
|
|
аллее, устланной бетонными плитами, мы наконец приблизились вплотную к цели нашей поездки. Бревенчанное здание музея было прекрасно, тонкие изящные деревянные колонны венчали главный портал здания. За сосенками у музейного входа был установлен памятник выдающемуся татарскому поэту выполненный скульпторов И.Новоселцевым по проекту Баки Урманче. Однако, решив начать осмотр музейной экспозиции, мы обнаружили, что дверь в музей заперта. Возле музея расположилась на отдых группа туристов в оранжевых комбенизонах, они нам и подсказали, что сотрудники музея косят траву за его зданием. Среди косарей был и директор музея. Нас спросили не в отношении ли нас звонили из Арска, что мы и подтвердили. Музей уже, действительно, закрывался, однако одна сотрудница пошла открывать для нас музей, она же и продала нам входные билеты с одной лицензией на фотографирование. Причём, сначала на вопрос, можно ли фотографировать в залах музея, мы получили суровый отказ. Однако, на наше недоумение по такому поводу, сотрудница внесла корректировку – фотографировать нельзя бесплатно, надо приобретать единомоментную лицензию на сии действия. Цена лицензии ошеломила – 50 руб, с еденицы фототехники. Посоветовавшись между собой, мы с Исмламом порешили отказать себе в мороженом и сладких леденцах на три года вперёд, но лицензию эту обязательно приобресть.
Поскольку у Ислама имеется инвалидность, со скидкой на его билет всё обошлось в 105 руб. Выбор книг в музейном киоске небольшой, практически всё представленное там, есть в Казани, кроме одного роскошного альбома представляющего историю Арска и всего района. Но этот альбом ощутимо дорогой, тыщщи за две, кажется. Поскольку у нас недавно уже были заметные траты на приобретение книг в Казани, на шикарный Арский альбом пришлось лишь облизнуться и оставить его покоиться на прилавке музейного киоска до лучших времён.
|
|
|
|
|
_ |
|
_ |
|
Ф.А.Аминов. «В Кырлаевском лесу» |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
_ |
|
_ |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
_ |
|
_ |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
_ |
|
_ |
|
|
|
|
|
На первом этаже |
Осмотр музейной экспозиции начали с первого этажа, украшенного затейливой декоративной резьбой. В Кырлае, конечно, нет личных вещей Г.Тукая, все они находятся в Казани в доме Шамиля (ул.Тукаевская, 74). В Кырлае представлены лишь вещи эпохи, ранние издания произведений Габдуллы Тукая и огромное количество фотоматериалов как неких архивных, так и качественных огромных репродукций с дореволюционных открыток. Это всё расположено на первом этаже, в чётырёх залах экспозиции. Очень важно: в музее Кырлая находится наибольшее количество изумительных работ выдающегося татарского художника А.Ф.Аминова. Здесь их выставлено больше, чем в Казанском Государственном музее изобразительных искусств РТ (ул.Муштари/К.Маркса) . К сожалению блики искусственного освещения и фотовспышки моей цыфромылльницы, искажали цвета и качество выставленных картин в отображении их на цифровом «отпечатке». Сотрудница музей ходила и по очереди включала освещение в тех залах, которые мы осматривали.
Приятно было гулять по комнатам этого огромного сруба. Поскольку освещение здесь включалось только пока посетители производили осмотр в какой-либо зале. Воздух здесь свеж и прохладен, даже в жаркую погоду, которая стояла на дворе в тот день – 17 июля.
|
|
|
|
|
_ |
|
«Батыр и Шурале». Майолика. Скульптор Г.Зяблицев |
|
_ |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
_ |
|
_ |
|
Попавшийся значительно позже этой поездки, старый буклетик кырлаевского музея (Казань, ТКИ 1984) демонстрировал иную, более скромную экспозицию, да и компоновка объектов вокруг музея была иной. Даже памятник Г.Тукая работы Урманче-Новоселова располагался тогда в прямо перед входом в здание музея.
Зато пока не был создан музей Г.Тукая в Казани в доме Шамиля, личные вещи Г.Тукая находились здесь, в Новом Кырлае. Именно в этом буклетике чернильный прибор, подставка для карандашей, фаянсовая шкатулка – личные вещи Тукая, представлены как экспонаты музея в Кырлае. И хотя теперь здесь нет личных вещей Тукая, экспозиция расширилась большими репродукциями старинных фотографий, прижизненными изданиями поэта, вещами эпохи.
На второй
|
|
|
Крутая лесенка |
|
|
этаж музея вела крутая спиралью вьющаяся деревянная лесенка. Мне, как руководителю экспедиции, сотрудница музея дозволила на втором этаже включать и выключать освещение по мере надобности самостоятельно, а сама уже не поднимаясь с нами на верх. Второй этаж, это одна зала, где представлены фотографии запечатлевшие общественные мероприятия связанные с годовщинами поэта, происходившие в современное недавнее время. Три других залы этого этажа, представляли вниманию посетителей работы художников и мастеров декоративного искусства, в которых нашли отражение мотивы произведений Габдуллы Тукая. Больше всего, лично меня, порадовали экспонирующиеся здесь картины Файзрахмана Абдрахмановича Аминова.
|
|
|
|
|
Романтика из патоки |
Чересчур, до приторности романтическим и весьма далёким от реального Габдуллы Тукая, был запечатлён образ татарского поэта на одной картине выставленной напротив входа на второй этаж музея. Перекрещенные руки и ноги, вычурно-роскошный бант-бабочка, и даже тюбетейка на голове поэта, достаточно редкая для позднего Тукая, всё это создавало красивый, но далёкий от реальности образ. Конечно, без экскурсовода многое из увиденного вызывало вопросы, гид бы в данном случае был бы чрезвычайно полезен. Но экскурсия с гидом длится часа полтора-два, неудобно было тревожить людей, чей рабочий день уже завершился. Хотя у нас с Исламом были и дальнейшие планы на продолжение экскурсионного дня в Кырлае.
|
Панорама запруды речки Ия в Кырлае с охватом ок.180град.(432Кб). |
За зданием
|
|
|
Дикий хоровод Шурале |
|
|
музея открывается интересный вид на речку Ия. На самом деле это маленький ручеёк, но его запрудили камнями, и в этом мете большой разлив, но вода мутноватая. Но стройные высокие берёзки украшавшие противоположный берег скрашивали неудачные нюансы. По всему противоположному берегу видны били группы купающихся. Их мутноватость воды нисколько не смущала, ди и была она не больше, чем на Волге. А в это время совершенно рядом с нами буйно и дико плясали шурале, вышедшие из ельника росшего на нашем берегу. Стало даже немножко боязно, ибо мы забыли хитрость, упомянутую Тукаем, как можно провести ушлых шурале, а его книги под рукой в тот момент не оказалось. Куда бы скорее отсюда ретироваться, думали мы с Исламом..
|
|
|
|
|
Нас ведут к причалу |
Выход был найден. Здесь же при музее имелась возможность покататься на вёсельной лодке или небольшом двухместном катамаранчике с педальным приводом. Стоимость проката лодок - 50 таньга с человека. Нам не отказали в удовольствии покататься по воде, посоветовав остановить выбор на катамаране. И вот мы с Исламом отправляемся в дальнее водное путешествие, полное удивительных приключений, открытий и таящихся опасностей. Впрочем, опасность обнаружилась только одна, в процессе фотографирования с катамарана, мыльница неожиданно уведомила, что её флеш-карта полностью заполнена. Запасная карта памяти осталась в рюкзаке, который лежал в багажнике машины. Эх-х-х… сколько было упущено интересных кадров из-за этого казуса.
Но пришёл черёд завершиться и нашему водному путешествию. Особо потешило наше тщеславие, что после катания на катамаране, его принимал на причал сам директор кырлаевского музея, отложив на время свою основную покосную работу. С мостков возле причала открывался не менее изумительный вид, чем с борта катамарана.
Над выложенной из камней запрудой речки Ия, был переброшен длинный мостик. Мы с Исламом прогулялись ещё по этому мостику выйдя на другой берег запруды. Хотя дальше за берёзками были явственные признаки цивилизации, прибрежная полоса была почти девственна. Не побрезговав, мы покушали там немного лесной земляники, росшей в траве средь стройных высоких берёзок. Отсюда открывался вид на музей, но удачных ракурсов подобрать не удалось. – Слишком узкая полоса берёзовой посадки, и слишком высоко выросли стройные лесные «блондинки». Обняв по такой берёзке, мы набрались от них природной силы, став могучими и несокрушимыми батырами.
Пришло время прощаться с Кырлаем, надо было досмотреть Арск, а завтра с утра мне надо было идти на работу, у Ислама кончалось свободное время, ему надо было подменять брата Ильгама, в уходе за престарелой больной матерью. Да и подустали мы основательно. Даже став могучими батырами мы всё же хотели отдохнуть хоть минут пятнадцать, и затем не тратя более драгоценного времени, должны были двигаться в Арчу. Потому виденное нами по соседству метеорологическое хозяйство, а далее за ним дом, на участке которого стоял памятник, мы уже не навестили. Проходившие вдали по дороге школьники ответили что-то на наш вопрос о том, что это за «объекты», но уши двух батыр-бабаев не смогли разобрать ответ, принесённый ветром. Слегка подкрепившись припасённой снедью и горячим чаем из термоса, мы двинулись в обратный путь: Кырлай-Арск-Казань.
|
В обратный путь, - дорога из Кырлая в Арск |
В Арче мы немного задержались осмотрев самую главную тамошнюю достопримечательность – ВАМИН-сарае на проспекте Мингазовых. Известно, что за основу главного комплекса ВАМИН-сарае, был взят проект дворца князя Юсупова. Когда-нибудь добернусь и до этой темы. Но летом 2008 года зафиксировав всё виденное на цифру мы уставшие ехали домой. Тем не менее, это была не единственная поездка в Новый Кырлай.
|
|
|
А.Г.Айдарская в Н. Кырлае, сентябрь 2009 г. |
|
|
Повторил эту в поездку уже 2009 году, взяв в спутницы Альфию Газизовну Айдарскую. Для поездки была выбран солнечный сентябрьский день, но он немного был омрачён тем, что за год я забыл тщательно разработанный маршрут. Мы поехали не тем путём, в мозгу МухаметНагим-улы что-то заклинило и в Арчу мы поехали дорогой через Тюлячи. Причём, значительную часть пути ехали какой-то странной неосновной «объездной» дорогой, последние 15 км. которой напоминали продвижение по пустыне Сахары. Главной задачей было не плестись в клубах густой гляняной пыли поднимаемой с грунтовой дороги впереди едущим КАМАЗом. Необходимо было несмотря на сложные дорожные условия, обязательно его обогнать. У Арчи тоже пришлось покрутиться, т.к. заехали туда с незнакомой нам стороны. Наконец разобрались с путём и последние 20 км неслись к Яна Кырлай без помех.
|
|
|
|
|
Оригинальный стол наборщика привезённый из Уральска |
|
Демонстрация работы наборщика |
|
|
|
|
|
|
|
А.Г.Айдарская в музее Г.Тукая. Н.Кырлай |
В музее нас встретили очень радушно, а Альфия Газизовна подарила музею Г.Тукая два буклета музея Сары Садыковой в Тутаево. МухаметНагим-улы, вручил портрет Садри Ахуна. Затем мы обулись в обязательные здесь бахилы и приступили к осмотру экспозиции.
Хотя экскурсия с гидом делается только для группы от 8 человек и более, Альфие Газизовне и мне, как сопровождающему её лицу, сделали исключение. Подробен был рассказ о типографии в Уральске, гид-экскурсовод даже продемонстрировала нам каким образом совершался набор текстов на аутентичном типографском оборудовании из Уральска. А со стен музея на нас смотрели друзья и люди ближнего окружения Габдуллы Тукая: С.Рамиев, С.Сунчелей…
Потом нам продемонстрировали фильм созданный по мотивам постановок Шурале. Правда, более поздних, когда Альфия-апа уже не выступала солисткой нашего балета.
После завершения осмотра экспозиции, мы ещё погуляли в окрестностях музея выполненного в стиле усадьбы.
|
|
|
|
_ |
|
|
А.Г.Айдарская в Н.Кырлае |
Как и в предыдущий раз, меня поразили высоченные стройные берёзки, своей статью и высоким расположением крон, более напоминавших корабельные сосны.
К сожалению, следующая поездка в Яна Крлай осуществленная в августе 2012 г. не принесла столько впечатлений по музею, как в предыдущие поездки, хотя теперь главную аллею ведущую к зданию музея, украшали сказочные персонажи Г.Тукая. Во-первых, к моменту приезда шёл сильный дождь. А во-вторых, экспозиция уже не имела значительной части картин А.Ф.Аминова. Пропали огромные кадки для меда, имевшиеся ранее на втором этаже здания музея. По словам сотрудников, эти экспонаты находились в собственности НМ РТ, и сейчас было принято решение увезти их обратно в Казань. Очень жаль, что так поступили, ведь у районного музея нет таких возможностей в пополнении своей экспозиции, как у республиканского музея. Оставлены были наборный типографский стол и кое-что из образцов старой татарской утвари. Пришлось, в качестве компенсации, устроить нашим гостям дополнительную экскурсию в заштатный городъ Арскъ, показать им Проспект Мингазовых со дворцами возведенными по образцу проекта дворца князя Юсупова (см. фото 1, 2), Арский Биг Бен, хотя сильный проливной дождь существенно сократил возможности этого экскурсионного обзора.
1 августа 2008 г.: 26.09.08г.
UPD: 16.09.2012г.
|