Слово депо французского происхождения и буквально означает склад, хранилище. На исходе девятнадцатого столетия, когда ле франсе был у российской аристократии обиходным, и французское слово dépôt имело более широкое употребление, чем сейчас. Например, как в заголовке, «Депо роялей», не вызывало у читателей этой рекламы удивления, а понималось в том ключе, как того желали рекламодатели.
В нынешнее время слово депо чаще ассоциируется у нас с местом обеспечивающим эксплуатацию и ремонт транспорта общественного назначения. От подвижного состава железных дорог и городского транспорта, до пожарных машин. Есть ещё современные сферы применения слова депо, но они узкопрофессиональные. Ведь даже в нынешний век тотального перепроизводства кадров бухгалтерского учёта, слово депо всё ещё обиходно вызывает только транспортные аллюзии. Причём, наиболее часто именно железнодорожные.
|
|
|
Магазин П.Ф.Беренс |
|
Книжно-музыкальный магазин «Восточная лира» |
Приведённые рекламные объявления взяты из Уральского торгово-промышленного адрес-календаря на 1899 год. Что же побудило представителей казанских рояльных депо дать объявления в Уральское издание? Казалось бы, они рассчитывали на покупателей из соседней Вятской губернии, территория которой входила в зону распространения этого уральского издания.. Однако, причины могли быть более дальнего прицела, и отчасти связанные с железнодорожным вопросом. Ведь не зря историк Н.П.Загоскин сетовал на ухудшение экономического положения Казани, в связи с правительственным решением вести иное направление сибирской железной дороги от Самары на Уфу и Златоуст, в отмену ранее принятого Высочайшего решения, отошедшего к тому времени в мир иной, императора Александра II.
Прежнее решение учитывало экономические интересы Казани, и предполагало среднее направление сибирской железной дороги, от Нижнего на Казань и на Пермь. Однако, разгоревшийся после смерти Александра II восточный вопрос и война 1877-1878 гг., вынудили правительство отложить начало работ по сооружению этой ж/д магистрали. Далее было не лучше. И ввиду «изменившихся условий времени и промышленно-экономического состояния России» был выдвинут вопрос о пересмотре того самого, Высочайше утверждённого направления сибирской магистрали. На этот раз, из трёх предполагавшихся ранее вариантов направления сибирского ж/д сообщения: северного, оставлявшего Казань к югу от рельсового пути, среднего, выгодного для Казани, и южного – на Самару и Уфу, победил последний. У Н.П.Загоскина это описано чуть ли не в детективном изложении.
Оказавшись таким образом в неравных условиях торгово-коммуникационных связей, Казань рисковала полностью утратить воё значение как торгово-промышленного центра, и тем более, как «окна в Азию» и «столицы» российского Востока. Разве могло прежнее томительное движение гужевого транспорта, конкурировать с высоко пропускными и скоростными возможностями железнодорожного сообщения, которого удостоилась Уфимская губерния? Уфа в этот раз оказались гораздо шустрее Казани.
На долю Казани, по словам Н.П.Загоскина, выпадала выпадающая роль передаточного этапа между Сибирью, Понизовьем и остальной Россиею. Ведь, даже развитие пароходства на Волге, снижало удельный вес медлительного и сопряжённого с множеством проблем бурлачного передвижения. Пароходные караваны, проторившие себе удобный, прямой, дешевый и безопасный путь от Рыбинска и Нижнего до Астрахани и Перми, заставили почувствовать Казань падение её значимости. Тянущиеся мимо неё с волжских низов и от отрогов Урала вереницы гружёных судов на паровом ходу, останавливались у Казани разве только для того, чтобы запастись топливом и продовольствием. По словам Н.П.Загоскина Казань почувствовала, что почва «окна в Азию» начинает ускользать из под её ног…
В принципе, в артистической музыкальной среде тогдашней России, существовала практика обращаться в депо роялей и заказывать инструмент производства той фирмы, на которой музыкант привык играть. Это сейчас гастролирующие музыканты вынуждены играть на том рояле, который имеется в концертном зале. Возможности многих городов дореволюционной России, где имелись депо роялей и других музыкальных инструментов, были в этом вопросе куда шире. Однако, в упомянутом уральском торгово-промышленном адрес-календаре и справочнике на 1899 год, было много другой казанской рекламы, в т.ч весьма локального характера.
|
|
|
|
|
Реклама А.Ф.Кешнера и К° |
|
Реклама магазина Ш.Н.Браудэ |
|
Реклама магазина и завода И.С.Бурнаева |
|
|
|
|
|
Локальная реклама казанского зубоврачевателя С.С.Ядловкина |
Вполне вероятно, что имевший место в Казани торгово-промышленный кризис конца 19-го столетия, побуждал отдельных предпринимателей хоть как-то заявлять о себе в других регионах. В данном случае, воспользовавшись рекламным местом в региональных справочных изданиях, таких как Уральский торгово-промышленный адрес-календарь. Насколько действенна была такая реклама, судить сейчас сложно. Ведь в рекламных вставках пермского адрес-календаря за 1899 год, встретилась и реклама зуболечебного кабинета С.С.Ядловкина, располагавшегося на Театральной улице в доме Крестовникова. Далеко не единственного, среди подобных в Казани. Хотя была представлена реклама и более солидных предприятий, как-то: альбуминного завода и склада медикаментов для аптек ТД «А.Ф.Кешнеръ и К°», мыльная торговля и завод И.С.Бурнаева, магазин широкого ассортимента мужской одежды Ш.Н.Браудэ. Возможно, это были попытки наверстать прежнюю слабую позицию, так неудачно проявленную в борьбе за маршрутизацию сибирской железной дороги. Как бы то ни было, но больше других тогда выиграл уральский город Челябинскъ. Его-то при прокладке Транссиба обойти тогда никак не смогли…
|
|
|
Столль и К° |
|
Реклама челябинского купца Ш.А.Ахметова |
И потому реклама челябинских предпринимателей, даже локального городского значения, выглядит в уральском справочном издании куда как более уместно. К тому же с/х продукция Столль и К° была известна по всей России, а оборот челябинского купца Шакира Ахметова составлял 600 тыс.руб. Да и своих зубоврачевателей в каждом уральском городе было предостаточно.
|
|
|
Корпоративная фотография служащихШ.А.Ахметова. г.Челябинскъ, 1915 годъ |
|
Ш.А.Ахметов |
Недавно удалось найти фотографию служащих купца Ш.А.Ахметова за 1915 г. Примечательно, что среди служащих этого купца были не только татары. Сам же Ш.А.Ахметов родился в Казанской губернии, в селе Бакрычи Акзегитской волости Цивильского уезда, но деньгу поехал зарабатывать на более перспективный в экономическом плане, Урал.
|
Вокзал Московско-Казанской железной дороги. Казань, нач. ХХ в.. |
И всё же в 1899 году, повод размещать свою рекламу в уральском издании, у казанских предпринимателей был. В 1893 году Московско-Рязанскую железную дорогу продлили до Казани. Этот участок ветки назывался Московско-Казанской железной дорогой. Именно тогда, в связи с увеличением пассажиропотока на этой ветке, перед правлением дороги возник вопрос устройства в Москве нового вокзала для этого направления. Вопрос этот решался не очень быстро. Только 12 ноября 1913 года в МПС был утвержден проект нового вокзала, автором которого являлся академик архитектуры А.В.Щусев. Надо сказать, что Алексей Викторович Щусев оставил заметный след в образе Москвы. К его проектам относятся здание гостиницы "Москва" (уничтожена в 2004 г. пасечником_в_кепке), Мавзолея В.И. Ленина и станция метро "Комсомольская". Главный акцентом нового вокзала можно счтитать его башню, за основу которой архитектор взял знаменитую многоярусную башню Сююмбеки, расположенную на территории Казанского кремля.
|
Многоярусная башня Сююмбеки на территории Казанского кремля |
|
|
|
|
|
Казанский вокзал в Москве, фото 1927 года. |
Однако, полноценному вополощению проекта, на реализацию которого были приглашены известные мастера, помешала Первая мировая война, две революции и Гражданская война. Основные работы по строительству Казанского вокзала Москвы были закончены только к 1926 году. Именно таким запечатлела его ИзоГизовская открытка 1927 года. Здесь вокзал узнаваем, но отличается от своего нынешнего образа. Вид, близкий к современному, этот вокзал приобрёл только после Великой Отечественной войны, в 1948 году.
Рустем Ахунов, 3 марта 2010г. UPD: 19 августа 2010 г.
|