Этот татарский художник, имевший ряд почётных званий, на рубеже 70-80-х был мне ещё
|
|
|
_ |
|
|
незнаком. Именно в ту пору, впервые столкнулся с его творчеством, в фойе концертного зала Казанской Консерватории, когда пришёл туда, если не путаю, на концерт гитариста Николая Комолятова. Это было большое полотно тукаевского цикла Ф.А.Аминова. Именно та встреча с творчеством этого уникального художника, синтезировавшего традиции татарской книжной графики с достижениями мир-искустников ХХ века, вдохновила меня на поиски остальных его работ. Выяснилось, что Ф.А.Аминов работал не только над иллюстрациями к сказкам и поэмам Г.Тукая. На творчество художника повлияла не только любовь к родной литературе, но и вехи его рабочего пути.
Родился Файзрахман Абдрахманович за пределами Татарской АССР, в городе Кунгур Пермской губернии (10.08.1908). Надо сказать, что татары жили в Сибири и Зауралье давно, причём не только сибирские татары, но и выходцы из Казанской губернии. Частным примером тому, татарский скульптор Садри Ахун, родившийся в Екатеринбурге (1903), фотографировался в отроческом возрасте именно в Пермском фотографическом салоне. Отец С.Ахуна родился в Лаишевском уезде Казанской губернии. Можно упомянуть в этом смысле и художника-декоратора М.Ш.Рахманкулова, урождённого в Троицке Челябинской области, чьи предки выехали в Зауралье из Казанского уезда Казанской губернии.
В 1930 году, Файзрахман Аминов успешно завершает учёбу в Пермском художественном техникуме, и с 1931-1933гг. – работает художником-декоратором Второго Уральского оперного театра (Пермский Гос. Театр оперы и балета). В 1933 Аминов переезжает в Ленинград. Здесь, в 1948 г., Файзрахман Абдрахманович Аминов получает диплом Лениградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств), где он совершенствовался в мастерской профессора живописи Р.Р.Френца.
По окончании Академии художеств, Аминов Файзрахман Абдрахманович – член Союза художников. Живя в Ленинграде, с 1933 до конца 1950-х годов, он работал в жанрах тематической картины, пейзажа, создал серию портретов, в т.ч. героев Великой Отечественной войны. В 1952-53 гг. Ф.А.Аминов преподавал в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Продолжая героическую тематику, в 1959 году художник написал драматические по содержанию холсты «Салават Юлаев», «Мусса Джалиль», «Прощание товарищей». А в 1960 году, он создаёт серию акварелей по мотивам произведений Габдуллы Тукая: поэмы «Водяная» (Су-анасэ), сказки «Коза и баран», графические листы (тушь, перо) к стихам «Таз» (Плешивый). Именно в иллюстрациях к поэме Г.Тукая «Шурале», созданных Ф.А.Аминовым в 60-е годы, синтезированы достижения художников «Мира Искусства», работавших в стиле модерн, и лучшие традиции татарской книжной графики. Этим циклом художник завоевал огромную любовь почитателей его таланта.
С момента обращения Аминова к иллюстрациям Тукаевского цикла, в его творчестве начинает преобладать литературная тематика. Конец 60-х ознаменован в его творчестве тем же новым стилем – изящным, вычурным контуром рисунка, на фоне пейзажей насыщенных буйной растительностью. Красочные народные обряды и праздники раскрываются в работах «Ходжа Насредтин» (1967), «Сак-Сок» (1968), «Сабантуй (1970).
|
|
|
Ф.А.Аминов. «Су-буе» |
|
|
Отдавая предпочтение технике темперной живописи на казеиновом грунте, напоминающей акварель, Аминов очень удачно находил колористические решения сказочных пейзажей. Кто видел лучшие образцы татарской вышивки, кожаной мозаики, поймёт один из истоков вдохновения Файзрахмана Абдрахмановича. Они вызывают ассоциации с мелодическим богатством татарской песни («Холодный родник, 1968; «Су-буе», 1969; «Кырлай», 1971).
Персональные выставки Ф.А.Аминова пришлись на следующее десятилетие: Оренбургский музей изобразительных искусств (Оренбург, 1972); Музей изобразительных искусств ТАССР (Казань, 1972); Музей Алишера Навои (Ташкент); Москва (1978). Ещё значительно ранее, в 1949 году, работы Ф.А.Аминова выставлялись на Международной выставке в Будапеште.
|
|
|
|
|
Государственный музей Изобразительных искусств РТ |
Жизнь человеческая не вечна, 20 ноября 1984 года, Аминов Файзрахман Абдрахманович умер в Ленинграде. Но у хороших дел память дольше жизни. Уже посмертно, к 60-летию ТАССР, в Москве была организована ещё одна выставка этого выдающегося художника. Его работы хранятся в Музее им. М.Нестерова (Уфа), Пермском Государственном музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств ТАССР (Казань), Музее Г.Тукая (Новый Кырлай), в Москве, и других государственных музеях и частных коллекциях России и за рубежом.
Кырлай, с этим местом связано творчество выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая. В Новом Кырлае создан его музей, и здесь поэтическое творчество Г.Тукая превосходно дополняют полотна Ф.А.Аминова созданные по мотивам произведений поэта.
|
|
|
Картины Ф.А.Аминова в Новом Кырлае. |
|
|
Но до Кырлая, посещение которого оставляет исключительно хорошее впечатление, надо добираться через Арск, если выезжать из Казани. Тем, кому сложно совершать подобные вояжи по республике, можно ознакомиться с творчеством Файзрахмана Абдрахмановича Аминова в Казани. Ныне, в Государственном музее изобразительных искусств РТ, кроме просмотра экспозиции, почти всегда можно приобрести набор открыток с репродукциями произведений Ф.А.Аминова - заслуженного деятеля искусств Татарской АССР и заслуженного художника России.
|
Набор открыток с репродукциями работ Ф.А.Аминова |
17 июня 2008г. UPD: 27.03.2010
|