Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
  Rustik68
©1998

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу и приведённые источники.

 

Раздел Городской быт старой Казани

 

Казанское депо… роялей.
Век девятнадцатый
(Большинство «картинок» кликабельно)
 
Казань. Депо роялей Кюнстлера (573х800, 75Kb)
Депо роялей Кюнстлера

 

Слово депо французского происхождения и буквально означает склад, хранилище. На исходе девятнадцатого столетия, когда ле франсе был у российской аристократии обиходным, и французское слово dépôt имело более широкое употребление, чем сейчас. Например, как в заголовке, «Депо роялей», не вызывало у читателей этой рекламы удивления, а понималось в том ключе, как того желали рекламодатели.

В нынешнее время слово депо чаще ассоциируется у нас с местом обеспечивающим эксплуатацию и ремонт транспорта общественного назначения. От подвижного состава железных дорог и городского транспорта, до пожарных машин. Есть ещё современные сферы применения слова депо, но они узкопрофессиональные. Ведь даже в нынешний век тотального перепроизводства кадров бухгалтерского учёта, слово депо всё ещё обиходно вызывает только транспортные аллюзии. Причём, наиболее часто именно железнодорожные.

Казань. Магазин П.Ф.Беренс (1000х777, 156Kb)   Казань. Книжно-музыкальный магазин ВОСТОЧНАЯ ЛИРА (1205х795, 146Kb)
Магазин П.Ф.Беренс   Книжно-музыкальный магазин
«Восточная лира»

Приведённые рекламные объявления взяты из Уральского торгово-промышленного адрес-календаря на 1899 год. Что же побудило представителей казанских рояльных депо дать объявления в Уральское издание? Казалось бы, они рассчитывали на покупателей из соседней Вятской губернии, территория которой входила в зону распространения этого уральского издания.. Однако, причины могли быть более дальнего прицела, и отчасти связанные с железнодорожным вопросом. Ведь не зря историк Н.П.Загоскин сетовал на ухудшение экономического положения Казани, в связи с правительственным решением вести иное направление сибирской железной дороги от Самары на Уфу и Златоуст, в отмену ранее принятого Высочайшего решения, отошедшего к тому времени в мир иной, императора Александра II.

Прежнее решение учитывало экономические интересы Казани, и предполагало среднее направление сибирской железной дороги, от Нижнего на Казань и на Пермь. Однако, разгоревшийся после смерти Александра II восточный вопрос и война 1877-1878 гг., вынудили правительство отложить начало работ по сооружению этой ж/д магистрали. Далее было не лучше. И ввиду «изменившихся условий времени и промышленно-экономического состояния России» был выдвинут вопрос о пересмотре того самого, Высочайше утверждённого направления сибирской магистрали. На этот раз, из трёх предполагавшихся ранее вариантов направления сибирского ж/д сообщения: северного, оставлявшего Казань к югу от рельсового пути, среднего, выгодного для Казани, и южного – на Самару и Уфу, победил последний. У Н.П.Загоскина это описано чуть ли не в детективном изложении.

Оказавшись таким образом в неравных условиях торгово-коммуникационных связей, Казань рисковала полностью утратить воё значение как торгово-промышленного центра, и тем более, как «окна в Азию» и «столицы» российского Востока. Разве могло прежнее томительное движение гужевого транспорта, конкурировать с высоко пропускными и скоростными возможностями железнодорожного сообщения, которого удостоилась Уфимская губерния? Уфа в этот раз оказались гораздо шустрее Казани.

На долю Казани, по словам Н.П.Загоскина, выпадала выпадающая роль передаточного этапа между Сибирью, Понизовьем и остальной Россиею. Ведь, даже развитие пароходства на Волге, снижало удельный вес медлительного и сопряжённого с множеством проблем бурлачного передвижения. Пароходные караваны, проторившие себе удобный, прямой, дешевый и безопасный путь от Рыбинска и Нижнего до Астрахани и Перми, заставили почувствовать Казань падение её значимости. Тянущиеся мимо неё с волжских низов и от отрогов Урала вереницы гружёных судов на паровом ходу, останавливались у Казани разве только для того, чтобы запастись топливом и продовольствием. По словам Н.П.Загоскина Казань почувствовала, что почва «окна в Азию» начинает ускользать из под её ног…

В принципе, в артистической музыкальной среде тогдашней России, существовала практика обращаться в депо роялей и заказывать инструмент производства той фирмы, на которой музыкант привык играть. Это сейчас гастролирующие музыканты вынуждены играть на том рояле, который имеется в концертном зале. Возможности многих городов дореволюционной России, где имелись депо роялей и других музыкальных инструментов, были в этом вопросе куда шире. Однако, в упомянутом уральском торгово-промышленном адрес-календаре и справочнике на 1899 год, было много другой казанской рекламы, в т.ч весьма локального характера.

Казань. Реклама Кешнера (1000х767, 107Kb)   Казань. Реклама магазина Браудэ (1000х775, 153Kb)   Казань. Реклама магазина и завода И.С.Бурнаева (1000х764, 148Kb)
Реклама А.Ф.Кешнера и К°   Реклама магазина Ш.Н.Браудэ   Реклама магазина и завода
И.С.Бурнаева

    Казань. Реклама данстиста С.С.Ядловкина (1000х775, 127Kb)
    Локальная реклама казанского
зубоврачевателя С.С.Ядловкина
Вполне вероятно, что имевший место в Казани торгово-промышленный кризис конца 19-го столетия, побуждал отдельных предпринимателей хоть как-то заявлять о себе в других регионах. В данном случае, воспользовавшись рекламным местом в региональных справочных изданиях, таких как Уральский торгово-промышленный адрес-календарь. Насколько действенна была такая реклама, судить сейчас сложно. Ведь в рекламных вставках пермского адрес-календаря за 1899 год, встретилась и реклама зуболечебного кабинета С.С.Ядловкина, располагавшегося на Театральной улице в доме Крестовникова. Далеко не единственного, среди подобных в Казани. Хотя была представлена реклама и более солидных предприятий, как-то: альбуминного завода и склада медикаментов для аптек ТД «А.Ф.Кешнеръ и К°», мыльная торговля и завод И.С.Бурнаева, магазин широкого ассортимента мужской одежды Ш.Н.Браудэ. Возможно, это были попытки наверстать прежнюю слабую позицию, так неудачно проявленную в борьбе за маршрутизацию сибирской железной дороги. Как бы то ни было, но больше других тогда выиграл уральский город Челябинскъ. Его-то при прокладке Транссиба обойти тогда никак не смогли…

Челябинск. Реклама компании Столль и К° (650х1000, 121Kb)   Челябинскъ. Реклама Шакиръ Ахметова (800х307, 156Kb)
Столль и К°   Реклама челябинского купца
Ш.А.Ахметова

И потому реклама челябинских предпринимателей, даже локального городского значения, выглядит в уральском справочном издании куда как более уместно. К тому же с/х продукция Столль и К° была известна по всей России, а оборот челябинского купца Шакира Ахметова составлял 600 тыс.руб. Да и своих зубоврачевателей в каждом уральском городе было предостаточно.

Корпоративная фотография служащих Ш.А.Ахметова, 1915 год (565х452, 76Kb)   челябинский купец Шакиръ Ахметовъ (610х795, 109Kb)
Корпоративная фотография
служащихШ.А.Ахметова.
г.Челябинскъ, 1915 годъ
  Ш.А.Ахметов

Недавно удалось найти фотографию служащих купца Ш.А.Ахметова за 1915 г. Примечательно, что среди служащих этого купца были не только татары. Сам же Ш.А.Ахметов родился в Казанской губернии, в селе Бакрычи Акзегитской волости Цивильского уезда, но деньгу поехал зарабатывать на более перспективный в экономическом плане, Урал.

Вокзал в Казани до революции (983-х624, 133Kb)
Вокзал Московско-Казанской
железной дороги. Казань, нач. ХХ в..

И всё же в 1899 году, повод размещать свою рекламу в уральском издании, у казанских предпринимателей был. В 1893 году Московско-Рязанскую железную дорогу продлили до Казани. Этот участок ветки назывался Московско-Казанской железной дорогой. Именно тогда, в связи с увеличением пассажиропотока на этой ветке, перед правлением дороги возник вопрос устройства в Москве нового вокзала для этого направления. Вопрос этот решался не очень быстро. Только 12 ноября 1913 года в МПС был утвержден проект нового вокзала, автором которого являлся академик архитектуры А.В.Щусев. Надо сказать, что Алексей Викторович Щусев оставил заметный след в образе Москвы. К его проектам относятся здание гостиницы "Москва" (уничтожена в 2004 г. пасечником_в_кепке), Мавзолея В.И. Ленина и станция метро "Комсомольская". Главный акцентом нового вокзала можно счтитать его башню, за основу которой архитектор взял знаменитую многоярусную башню Сююмбеки, расположенную на территории Казанского кремля.

Казанский кремль и Башня Сююмбеки (75Kb)
Многоярусная башня Сююмбеки
на территории Казанского кремля

    Казанский вокзал в Москве. 1927 год. (1000х633, 127Kb)
    Казанский вокзал в Москве,
фото 1927 года.
Однако, полноценному вополощению проекта, на реализацию которого были приглашены известные мастера, помешала Первая мировая война, две революции и Гражданская война. Основные работы по строительству Казанского вокзала Москвы были закончены только к 1926 году. Именно таким запечатлела его ИзоГизовская открытка 1927 года. Здесь вокзал узнаваем, но отличается от своего нынешнего образа. Вид, близкий к современному, этот вокзал приобрёл только после Великой Отечественной войны, в 1948 году.

 

Рустем Ахунов, 3 марта 2010г.
UPD: 19 августа 2010 г.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1899 год. [Район: Пермская, Уфимская, Оренбургская, Вятская и Тобольская губернии]. Издание А.Л.Вершевой в Перми. Типо-Литография Губернского правления, 1899г.

Н.П.Загоскин. Спутник по Казани. Казань, ООО «ДОМО» «Глобус 2005

Информационная поддержка: Г.Х.Самигулов и В.С.Боже

Фотография служащих Ш.А.Ахметова за 1915 г. любезно предоставлена для ознакомления одним знакомым челябинцем, пожелавшим чтобы не раскрывали его имени.

Г. М. Коган. Из статьи “Рахманинов и Скрябин”.

Казанский вокзал.Москвы I История железных дорог.

ЖД вокзалы Москвы.

Дореволюционный вид вокзала в Казани заимстовован из жж mursernik

Личная филокартическая подборка

Пермский торговопромышленный адрес-календарь на 1899г.   Н.П.Загоскин. Спутник по Казани

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz