Национальный музей Республики Татарстан, по сути являющийся Республиканским историко-краеведческим музеем, был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году и открыт 5 апреля 1895 года.
|
|
|
археологические находки оружия Юж.Сибири |
|
|
Пострадавший в начале Перестройки от пожара, к празднованию казанского Миллениума был существенно восстановлен и отреставрирован. Ныне фасад его здания представлен в более в лучшем виде, чем это было в советское время. На сайте музея можно узнать, что в основу музея положена частная 40-тысячная коллекция Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90 гг.), известного в крае археолога, историка, коллекционера, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1890 г.
У истоков формирования музейных коллекций стояли видные учёные Казанского университета: А.А. Штукенберг, Н.П. Загоскин, П.И. Кротов, Н.Ф. Высоцкий, Н.Ф. Катанов и др. Активно пополняли фонды музея казанские коллекционеры и меценаты: И.Ф. Лихачёв, Ф.А. Лихачёв, В.И. Заусайлов, О.С. Александрова-Гейнс, Г. Галеев (Баруди), Д.И. Образцов и др.
В настоящее время фонды музея, насчитывающие около 800 тыс. единиц, исчерпывающе и системно охватывают краеведческую тематику, представляют значительную ценность для изучения и показа природы республики, истории народов Поволжья и Приуралья, России и мира.
Среди наиболее ценных коллекций - Булгарская коллекция А.Ф. Лихачева, коллекция раскопок Ананьинских могильников, египетская и античная коллекции, коллекции золотых монет, древних свитков XVII в., рукописных книг XV - XX вв., мемориальных вещей деятелей татарской литературы, декоративно-прикладного искусства казанских татар, мемориальная коллекция Г.Р.Державина, коллекция памятников исторической таксидермии.
Профиль музея - комплексный: естественнонаучный, археологический, этнографический, культурологический, исторический, литературный, музыкальный.
Музей занимает
|
|
|
татарские изразцы 14 век |
|
|
здание бывшего Гостиного двора, являющееся памятником архитектуры и истории Российской Федерации и Республики Татарстан. Облик здания формировался на протяжении XIX столетия и окончательно сложился к концу века.
С 1800 по 1815 гг. здание строилось по проекту архитектора Ф.Е.Емельянова.
В 1895 г. была реконструирована северо-западная часть здания (архитектор И.Колмаков).
В 1995 г. (к 100-летию музея) восстановлена северо-западная часть здания по облику 1895 г. (архитектор С.А.Козлова).
С 1981 года НМ РТ является головным в музейном объединении, куда входят более 80 музеев республики.
Национальный музей РТ является крупнейшим научным и методическим центром для филиалов и более 400 общественных музеев республики независимо от их ведомственной принадлежности.
Научно-исследовательская деятельность музея осуществляется в области истории, естествознания, этнографии, литературы и др. Секции Ученого совета НМ РТ по направлениям координируют научную деятельность музея, под их эгидой проводятся традиционные научно-практические конференции, чтения, ряд "Краеведческих сред" и т.п.
Результаты научной и методической работы сотрудников НМ РТ и его филиалов отражены на страницах многочисленных публикаций и изданий музея.
В настоящее время музей находится в стадии реконструкции, проект которой предусматривает создание экспозиции на площади, превышающей 6 000 м2.
В 2001 году Кабинетом Министров РТ была утверждена научная концепция, согласно которой в здании Гостиного двора создается экспозиция НМ РТ, состоящая из трех основных разделов: "История Татарстана с древнейших времен до наших дней", "Природа и человек", "Культура: взаимодействие культур народов Татарстана".
Здесь же предполагается создание крупнейшего в стране
|
|
|
страницы татарской истории |
|
|
культурно-педагогического центра, который предусматривает объединение деятельности музейных клубов и кружков.
Согласно концепции, Национальный музей РТ превратится в крупнейший музейный центр со стройной системой экспозиций, новейшим музейным интернет - центром и комплексом современной музейной инфраструктуры.
В 2001 году началось внедрение информационных технологий во все сферы деятельности музея. За эти годы создан портал "Музеи Татарстана", на котором размещена информация более чем о 100 музеях республики, Национальный музей стал новостным региональным центром в интернет, начата компьютеризация и оцифровка фондов, внедрена система КАМИС - 2000, идет поэтапное создание электронной экспозиции.
Большинству казанцев музей памятен по школьной их поре, когда туда их
|
|
|
|
|
Знаменитая карета |
табунами водили на познавательные экскурсии. В советское время экспозиция музея была великолепной, к сожалению, некоторые экспонаты после случившегося пожара навсегда покинули стены нашего музея. Недавний поход в музей порадовал тем, что там заметен качественный ремонт самого здания, насчитывающего возраст более ста лет, но весьма огорчило отсутствие значительного количества экспонатов имевшихся там ранее. Да, знаменитая
|
|
|
каролингский клинок и утварь |
|
|
карета на месте, но куда-то подевалось обилие оружия, как старинного холодного, так и огнестрельного, свидетеля войн и революций потрясавших Российскую Империю или Великой Отечественной, в которой СССР благодаря народной самоотверженности одержал Победу. Остался лишь один каролингский клинок. Нет ни гаубицы, нет аэроплана, нет ни пулемётов «максим», ни оружия революционеров 5-го года, ни поверженных вермахтовских стволов вперемежку с трофейными штандартами. Даже из чудес таксидермии, что так поражали меня в детские годы, почти ничего не сохранилось. Ну ладно хоть чудо-рыба осталась, хотя теперь она какая-то не такая, да и поставлена в стеклянный саркофаг так, что плохо видна. Помню, как в детстве мне нравились разглядывать в этом музее искусно сотворённые панорамы жизни населявшей нашу планету десятки и сотни миллионов лет назад:
|
|
|
|
|
знаменитая рыбина |
динозавры и крылатые зауроподы, пра-акулы и более поздний археоптерикс – эти застывшие мгновенья геологических эпох вызывали необычайный интерес и будили фантазию. Именно в том разделе музея впервые увидел колибри (чучело, конечно), или, к примеру, отпечатки в породе следов древней жизни, почти на каждом углу музея были выставлены бивни мамонтов… всё это куда-то подевалось. Нет, вовсе не хочется ныть и говорить, что раньше и сахар был слаще и соль солонее, увидел и новые экспонаты, ранее не выставлявшиеся, но уровень утерянных, или отбуксированных в архив был на порядки значительнее и интереснее. Даже тот архивный материал сопровождавший экспозицию чучела пойманной чудо-белуги, старая фото-хроника события, тоже куда-то исчез.
|
|
|
макет утраченной галеры «Тверь» |
|
|
Огромное количество микролитов – артефактов неолитической революции не видать, экспонируются лишь какие-то жалкие остатки. Помню, ещё были макеты старых жилищ, таковые впоследствии встречал в забугорных музеях Буржуиний, здесь теперь этого и в помине нет. Помню раньше в нашем музее экспонировался один из первых телеграфных аппаратов, ещё были наглядные стенды заработков рабочих разных категорий, с выставленным количеством монет получаемых им в жалование. Вот так, всё вспоминаю, вспоминаю… Как напоминание об утрачиваемом достоянии – макет галеры «Тверь», оригинал которой хранимый в деревянном здании Адмиралтейской слободы, безвозвратно утерян, в далёком теперь, 1956 году.
Однако идя новым путём осмотра музейной экспозиции можно заметить,
|
|
|
|
|
бытыр |
что ещё не вся территория погоревшего музея вновь освоена, и это вселяет некоторые надежды на встречу со старыми знакомцами. Порадовало ещё и то, что в музее есть посетители: самостоятельно летают от экспоната к экспонату стайки детишек, молодые пары внимательно разглядывают древние монеты, - ну разок сюда зайти, действительно не помешает. Есть в музее и технические новшества – можно посмотреть на экране большого монитора небольшой фильм открывающий неофитам исторические вехи края. При моём посещении случился смешной казус – купив билет «по привычке» побежал по лесенке, но тут понял, что никто не отрывал «контроль» на моём билете, выясняется, что теперь в нашем музее всё наоборот войти надо там, где прежде был только гардероб, а после осмотра всей музейной экспозиции выйти через прежний вход, который венчает бронзовая статуэтка конного батыра. А справа после входа в музей можно купиь сопутствующую литературу по истории края или памятные сувениры.
|
книжная лавка в музее |
P.S. Хорошо, что при музее есть такие книжно-сувенирные лотки, но вот их ассортимент,… - сколько интересных книг недавних лет изданий по краеведению, археологических находках, истории татар, публикаций переводов первоисточников и т.п., выставлено в музейной экспозиции, но практически ни одной из этих книг нельзя приобрести в книжной лавке музея… эх-х-х… совок то ещё весьма ощутим… кроме единственного: внимания государства к культурному достоянию, в советское время оно, внимание т.е., было значительно заметнее. А вот о выделении средств на допечатки тиражей, на поддержку краеведческих программ - у властей средств «нет», находятся эти средства лишь на снос и уничтожение памятников истории и архитектуры
|