Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
  Rustik68
©1998

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

Моя КАЗАНЬ > Всё о Старой Казани > Историческое наследие Казани

 

Раздел Историческое наследие Казани

 

ОБКОМ звонит в колокол,
или Площадь Свободы

Бета-версия

 

 

 

Казань 2009г. Городская ратуша, бывший Дом офицеров  (800х600, 129Kb)   Казань советская. Дом офицеров на площади Свободы  (500х359, 36Kb)
Городская ратуша
2009г.
  Дом офицеров,
советский период
 

Это место известно всем казанцам. На Площади Свободы находится Городская ратуша, до революции в этом здании располагалось Дворянское собрание. В советский период это здание было известно как Дом офицеров. Помню, что его фасад имел «электронные» часы и градусник. Электроника была проста: ячейками «монитора» были обычные электрические лампочки накаливания. На одной из видовых открыток запечатлена эта советская «электроника» Дома офицеров. Электронное табло состояло из двух экранов: четырёхразрядная панель экрана часов и трёхразрядная у градусника. Первый разряд градусника показывал минусовая или положительная «среднегородская» температура, значения которой показывали два следующих разряда. Но к концу советской эпохи электронное табло Дома офицеров перестало работать. А вскоре весь фасад был закрыт декоративным полотном.

    Казань 2009г. Городская ратуша с ночной подсветкой  (800х585, 98Kb)
    Городская ратуша с ночной подсветкой
Школьником младших классов папа водил меня в буфет Дома офицеров. Помню, что там были очень вкусные пирожные «Наполеон», папа покупал мне их и на вынос, домой. Иногда компанию нам составлял папин друг художник-оформитель Марат Рахманкулов. Маленького Рустика тогда впечатляло это здание, пусть и не самое интересное в городе. Нынешний вид городской ратуши заметно отличается от своих предшественников, дореволюционного и советского. Особенно эффектно выглядит ратуша ночью. Современный уровень светотехники позволяет подать вид зданий в очень выгодном свете, вот такая получается весёлая тавтология.

Казань 2009г. БКЗ им.Сайдашева  (800х600, 94Kb)   Фойе ГБКЗ им. С.Сайдашева. Казань, 2009 (750х562, 63Kb)   Фойе ГБКЗ им. С.Сайдашева. Казань, 2009 (750х562, 63Kb)
Большой концертный зал
консерватории
  В фойе ГБКЗ им. С.Сайдашева. Казань

Старая Казань 1975г. Прежний концертный зал консерватории  (700х440, 129Kb)    
Концертный зал - аквариум    
За ратушей находится Большой концертный зал консерватории, которому присвоено имя выдающегося татарского композитора Салиха Сайдашева. Это современное здание тоже несколько раз преображалось. Сначала это вообще была стекляшка в аллюминиевом профиле упроченная бетонным каркасом. Этот первоначальный вариант был создан в 1967 году по проекту архитекторов М.Х.Агишева и И.Н.Агишевой. В таком виде здание напоминало аквариум. И прежде этот старый концертный зал имел такое обиходное название. После решения существенно реконструировать БКЗ, два раза фасад его облицовывали мрамором, первый раз положенный на стены мрамор убрали «решив», что он шибко радиоактивный. Потом «поняли», что любой мрамор имеет радиационное излучение мизерно превышающее естественный фон радиации, и мрамор положили вновь. Тем самым дважды обеспечив работой трудящиеся массы строительных рабочих, занятых в облагораживании концертного зала консерватории.

Старая Казань, Площадь Свободы, Ленин, ОБКОМ, КАИ-5 и Миру-мир. 1970-е (104Kb)   Казань. Обком звонит в колокол, или здание нынешнего КабМина (1000х750, 72Kb)   Казань. Обком звонит в колокол, или здание нынешнего КабМина (1000х750, 75Kb)
Площадь Свободы, общий вид.
Ленин, ОБКОМ, КАИ-5 и Миру-мир
  Современный вид КабМина
парадный фасад
  Современный вид КабМина
тыльный фасад

Две главные доминанты площади Свободы – Театр оперы и балета им.Мусы Джалили и здание КМ РТ. Нынешний Кабмин это сильно преображённый Обком КПСС, постронный в 1962 году по проекту архитектора Саначина П.А, Солдатова Г.И. и инженера Берима О.И. Первая существенная реконструкция здания ОБКОМа была осуществлена в 1979-81годах, когда по проекту Г.М.Пичуева к основному корпусу был пристроен 10-этажный объём. В советское время очень был популярен прогрессивный американский писатель Э.Хемингуэй, написавший и книги о войне «Прощай оружие» и «По ком звонит колокол». Советские шутники переиначили название одной из этих книг и любили повторять «ОбКом звонит в колокол», не кощунствуя над книгами о войне, а лишь подтрунивая над леностью и неповоротливостью ряда обкомовских чиновников.

Старая Казань, Площадь Свободы. начало 1970-х (1100х757, 225Kb)     Старая Казань, Площадь Свободы. 1975 год (700х527, 127Kb)
Площадь Свободы, нач. 1970-х гг.     Площадь Свободы, 1975г.

    Старая Казань, июнь 1957г. Альфия Айдарская и Вячеслав Грекулов  (371х500, 20Kb)   Старая Казань, июнь 1957г. Фрагмент фотографии Площади Свободы (461х800, 31Kb)
Центр Площади Свободы – сквер который венчает памятник Вождю мирового пролетариата. Разбирая фотографии личного архива Альфии Газизовны Айдарской – бывшей солистки и ведущей балерины Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля и дочери Сары Садыковой, я наткнулся на интересную фотографию июня 1957 года. Там Альфия Газизовна и её муж, виолончелист, концертмейстер академического театра В.И.Грекулов, запечатлены на фоне пямятника Ленину. Задний план фотографии, за памятником Ленина, непривычно для нынешнего глаза пуст. Видно лишь низенькое 2-х этажное здание. Это корпус завода Пишмаш, который к началу 1960-х в связи со строительством ОБКОМа, переехал в район Компрессорного завода. Если пригладеться к левой верхней части этой фотографии, то можно заметить, что и там пейзаж заметно отличается от нынешнего. Не видно помпезного здания прозванного казанцами Миру-мир.

В 1935 году было предпринято очередное благоустройство Площади свободы. Именно работники завода Пишмаш, который здесь располагался, стали инициаторами и приняли наиболее активное участие в этом деле. Благоустройство площади хотели приурочить к 15-летнему юбилею Татреспублики, который должны были праздновать летом 1935 года. Уже с мая месяца этого года работники завода Пишмаш выходили на субботники по благоустройству площади Свободы. На помощь им шли другие предприятия. Так предприятия и учреждения Казани имевшие в своём распоряжении грузовой автотранспорт, предоставляли машины для подвозки песка и щебня. В числе таких предприятий были Стройтрест, завод обозных деталей, жиркомбинат им.Вахитова, Таттранс, Татшвейтрест и Татсоюз. Завод киноплёнки помогал как автотранспортом, так и рабочей силой. Своим трудом помогли и студенты института инженеров-коммунальщиков (КИИКС). Очень хорошо потрудились в благоустройстве территории и работники НКВД. Причём, наркомвнуделовцы работали на самом тяжелом участке – разломе старого фундамента бывшего театра. И за один вечер 7 июля вынули 480 кубометров каменного и щебеночного грунта, погрузив его на машины. При этом они перевыполнили установленную норму на 210%.

Старая Казань. Благоустройство Площади Свободы. 1935 г. (394х600, 63 Кб)     Старая Казанб. Благоустройство Площади Свободы. 1935 г. (500х302, 34 Кб)
Слушатели ФЗУ Мехкомбината
на субботнике. Подтаски-
вание камня на дробилку
    Работы на Площади Свободы, 1935г.

Руководство работами по благоустройству Площади свободы было возложено на главного инженера Горсовета тов.Баранова. Пишмашевцы ломали старую мостовую, выравнивали землю. Горсовет утвердил график работ по которому осуществлялась разборка 16500 кв.метров старой мостовой площади, проводились все земляные работы в объёме 2459 куб.м., а также устройство нового щебеночного основания и его гудронирование. Планы грядущих перемен были грандиозные...

    Старая Казань. Городской театр  (500х306, 25Kb)
    Городской театр и
Благородное собрание
До образования завода Пишмаш, в здании, где до начала 1960-х был завод, размещалпась первая городская электростанция постоянного тока, после 1917 года переоборудованная и названная электростанцией «Красная Заря». Перед электростанцией, примерно на месте скверика нынешней площади Свободы, до 1919 года стояло многократно горевшее здание городского театра. Здание этого городского театра заложенное в 1845 г. было возведено архитектором И.П.Бессоновым. Открытие состоялось в 1851 году, театр имел четыре яруса и имел богатую отделку. В угоду татарским мусульманским семействам, боковые ложа над оркестром были закрыти решетчатыми «жалюзи». Именно тогда площадь получила название театральной.

Осматривавший Театральную площадь в конце 19 столетия, член комиссии Городской Думы Д.И.Образцов, сообщал следующее: «...площадь имеет 5600 кв.сажень пространства, часть её, в количестве 2433 кв.саж., занята с 1872 года Державинским садом. Площадь эта ограничивается правой и левой Театральными улицами и Державинским и Театральным садами, из которых последний занимает 2404 кв. саж. и простирается до Бассейной [улицы]. Ранее на площади этой вдоль всей стороны Державинского сада, прилегающей к Театральной площади, около самой решетки оного, была отведена биржа для 30 номеров легковых извозчиков, лошади которых не только затрудняли свободный проход по тротуару гуляющим и прохожим, но и постоянно своими нечистотами заражали воздух сада, что естественно вызывало сильное неудовольство и жалобы публики...» Но к времени доклада Образцова Городской Голова распорядился, чтобы извозчики никому не мешали им отвели место стоянки за театром. Также тогда решено было находящиеся около театра и Державинского сада деревянные тумбы, уже приходящие в негодность, заменить на новые чугунные. И хотя потребуется большая единовременная затрата на универсиаду и дорожную «революцию» эту замену, она вполне окупится долговременной службой. Однако, в те времена федеральный бюджет не выделял огромных сумм для распила освоения их на пользу города. Потому комиссия поручила Городской Управе при составлении смет учитывать надобность в замене тумб постепенно, не впадая в большие затраты.

На Театральной площади не существовало какой-либо значимой торговли. Лишь на второй Театральной улице, около решетки Театрального сада имелась лавочка для продажи вод, а напротив, около угла дома Бергмана, татарские микро-«предприниматели» прямо на тротуаре постоянно производили продажу старья с ларя, за что платили Бергману по 3 руб. в месяц. Член комиссии Образцов понимал, что татары торгуют здесь не безвыгодно, и потому полагал, что в этой местности может привиться торговля. Для чего предложил комиссии отвести торгующим татарам две-три сажени места у ограды Театрального сада, где устроить по чертежу Управы крытый ларь или стол, чтобы всё выглядело чинно и благородно, а доход за торговые места мог бы поступать на улучшение и устройство сада. Однако это предложение комиссия посчитала нежелательным, поскольку рядом был театр. Да и сама торговля на тротуарах воспрещалась существующим обязательным постановлением по благоустройству города, в силу которого тротуары не должны быть загромождаемы никакими выставками товаров.

Но самому городскому театру, давшего название площади, не очень везло. Пожары стали бичом здания театра. Оно сгорело в 1860 году. Отстроенное к 1867 году, вновь сгорело в 1874 году. Этот пожар не был случайным. В ближайшие дни в театре планировалось открыть газовое освещение. Старший ламповщик театра в связи с этим событием увольнялся. В отместку в ночь с 3 на 4 декабря 1874 года он пустил в театр «красного петуха». Но месть-местью, а прогресс не остановить. В том же месяце газовое освещение радовало горожан на улицах Казани. Хуже пришлось артистам труппы городского театра. Из-за отсутствия сцены они остались без работы. Материальная помощь им пришла от известного драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Он не был казанцем, но несколько дней прожил в нашем городе, когда весной 1865 года путешествовал по Волге. И ему были известны проблемы казанского театра. Потому, когда до него дошли вести о пожаре 1874 года, он оказал благотворительную помощь пострадавшим артистам.

Но после поджога 1874 года, дальнейший дореволюционный период своего существования, городской театр переживал лишь учения пожарных. Последний пожар, случившийся в 1919 году, добил это здание окончательно. К началу 1920-х Казань представляла печальное зрелище, обусловленное последствиями гражданской войны. Как писал казанский историк Н.Ф.Калинин, к концу 1922 года в Казани из общего числа 10 000 насчитывалось 360 разрушенных и полуразрушенных домов, а весь остальной жилой фонд требовал капитального ремонта; на лучшей площади города возвышались мрачные развалины сгоревшего Большого театра.

Казань. Здание Театра оперы и балета им.М.Джалиля (800х601,  47Kb)     Казань. Здание Театра оперы и балета им.М.Джалиля (800х601,  53Kb)     Казань. Вид на оперный театр из скверика Площади Свободы (1000х667, 170Kb)
Академический театр оперы и балета лицевая и тыльная сторона фасада     Вид на оперный театр
из скверика Площади Свободы
 
Казань. Ночной вид театра оперы и балета (800х600, 81Kb)     Казань. Ночной вид театра оперы и балета (800х600, 81Kb)     Казань. Вид на оперный театр из скверика Площади Свободы (1000х667, 113Kb)
Ночной вид аадемического театра оперы и балета     Вид на оперный театр
из скверика Площади Свободы

Здание ОБКОМа было построено близко к месту, где до 1919 года стояло здание старого Казанского оперного театра. Уже c 1930-х годов готовился проект нового здания Татарского академического театра оперы и балета. Строительство театра задержала война. Но, уже с 1943года оскудевшие трудовые кадры начали пополняться немецкими военнопленными, которые принимали заметное участие в строительстве нового здания театра. И совместный с Н.А.Скворцовым, проект И.Г.Гайнутдтинова, был окончательно воплощён в 1956 году. Здание театра это другая доминанта комлекса Площади Свободы.

Вилли и Брунильда на волжском теплоходе  (500х393, 21Kb)    
Вилли и Брунильда
на теплоходе, 1985 г.
   
 
Казань. Вилли и Айдарская в оперном театре  (500х401, 23Kb)    
Вилли, Айдарская и ещё
один работник театра..Казань,
театр им.М.Джалиля, 1985 г.
   
В тот период, когда при строительстве театра использовались немецкие военнопленные, они жили в бараках, построенных по ул.Дзержинского на месте, где сейчас устроен известный фонтан с головами. Тот самый, который за зданием театра. Прошло много лет, с тех пор как военнопленные вернулись на свою родину в Германию. Но уехали не безвозвратно. Так в 1985 году, один из тех немецких военнопленных строителей по имени Вилли, приехал со своей женой Бругильдой в СССР и плавал на экскурсионном теплоходе по Волге. Конечно же, прибыл он и в Казань. Бывшему солдату Вермахта хотелось вновь увидеть те места, где для него закончилась война и начались трудовые будни, хотя и под бдительным оком конвойной охраны. Встретился он тогда и с А.Г.Айдарской, ведь её бывшим местом работы, как раз был театр оперы и балета, в строительстве которого участвовал этот бывший военнопленный. Он тогда работал здесь каменщиком и охотно показал Айдарской те места, где делал кладку. Это примерно то место внутри здания, которое выходит к большому фасадному балкону театра. Вилли оставил Айдарской свои координаты и некоторое время они переписывались. А ещё в конце своего казанского визита старый солдат Вилли сказал Айдарской: Строить гораздо лучше, чем воевать... Не забудем, что даже в 1941 году с энтузиазмом шли воевать далеко не все германские солдаты. Я никого не оправдываю, но нельзя делить мир на черное и белое.

События военной поры сказались не только в том, что рабочей силой при возведении театра являлись немецкие военнопленные. В 1943 году огромную колонну пленных шириной во всю улицу, провели через город. Однако маленькие детишки прибежавшие посмотреть на «зверей-фашистов» были разочарованы. Пленные выглядели обычными людьми, никаких оскаленных звериных морд или страшных ястребиных клювов. Колонну пленных провели и по ул.К.Маркса. На Площади Свободы демонстрировался подбитый немецкий самолёт и другая германская военная техника. Вид таких трофеев должен был ещё больше поднимать дух тыла. К середине 1943 года народ уже воспрял. Стал чувствоваться перелом в ходе войны.

А улица имени теоретика научного коммунизма - Карла Маркса, как раз проходит через Площадь Свободы. До недавнего времени по этой улице ходил трамвай, у Площади Свободы трамвайные пути сворачивали на ул.Пушкина и спускались к самому центру Площади Куйбышева, или к Кольцу. Кольцом то место называли поскольку раньше там была огромная клумба, строго по диаметру её пересекали трамвайные пути, а вокруг кольцевой клумбы шли на разворот троллейбусы. Теперь неподалёку от исторического Кольца построили бестолковый магазин Кольцо. До революции улица К.Маркса называлась Грузинской, и трамвайные пути шли иначе. На старинной открытке видно, что шли они вдоль места, на которое смотрит фасад нынешнего театра оперы и балета. На месте самого театра в то время находился Державинскiй садъ.

Казань. Здание Миру-мир на Площади Свободы (800х533,  91Kb)     Трамвай в Казани (998x644, 103Кб)     Казань 2012. Площадь Свободы (1000х649, 66Kb)
Здание «Миру-мир»        
 
Казань. Вид на бывший шахматный клуб (1000х667, 116Kb)     Трамвай в дореволюционной Казани (44Кб)     Казань, у Площади Свободы (1000х667, 137Kb)
В центре дом Казем-Бек,
где располагался шахм. клуб
посещавшийся В.И.Ульяновым
   

    Старая Казань. Шахматный клуб  (748х563, 79Kb)
    Мемориальная доска
на доме Казем-Бек
Отправленый за хулиганскую студенческую выходку в декабре 1887 года в «дальнюю сибирскую» ссылку – бывшее имение его дедушки под Казанью, юный Владимир Ульянов (будущий вождь мирового пролетариата), очень страдал от кандалов с пудовыми цепями. Чтобы скрасить тоскливый досуг своей сельской ссылки, зимой 1888/89 гг. Ильич, вместе с двоюродным братом Дмитрием Александровичем Ардашевым приезжал в Казань в шахматный клуб. Двоюродные братья были дружны и любили проводить время за шахматной доской и в Кокушкинском имении. А в Казани тех лет, шахматный клуб располагался у театральной площади, в доме Казем-Бек (угол Грузинской и Пушкина, ныне К.Маркса/Пушкина). Так что, Ильич гремя цепями и кандалами бывал в этих местах часто, о чём уведомляет мемориальная доска установленная на фасаде углового здания по ул.Пушкина/К.Маркса. Позже, шахматный клуб сменил место «прописки».

Старая Казань. Демонстрация на Площади Свободы  (600х403, 37Kb)
Колонны демонстрантов
на Площади Свободы

После революции на этой площади проводились митинги с участием видных лидеров ВКПб. Через Площадь Свободы по улице им. бородача-теоретика коммунизма, ровными рядами торжественно шли колонны демонстрантов. Мимо плаката висящего на здании бывшего Дворянского собрания, который гласил: «Да здравствует лучший друг физкультурников товарищ Сталин» проходили физкультурники-динамовцы. Да, в те годы развивали именно полезную для здоровья нации физкультуру, а не источник наживы для нечистоплотных людей – спорт. Спорт тоже развивался, но официально не являлся для спортсменов местом работы. Однако, справедливости ради, надо отметить, что спортивные перегибы начались в советскую эпоху, хотя источником сверхнаживы и коррупции, спорт в нашей стране стал уже после Перестройки.

Рустем Ахунов, 12 ноября 2009г.
UPD: 26 февраля 2012г.

 

Уважаемых посетителей сайта прошу оказать содействие материалами из ваших семейных архивов. Будут интересны любительские фотографии Казани 1990-х годов и более ранние.

Совершенно необязательно высылать сами фотографии или интересные документы. Достаточно отправить на е-мейл (см. в навигационной линейке вверху и внизу Контакт) скан или хотя бы фотокопию сделанную цифровой съёмкой. Сканы можно делать и в формате обычных jpg но желательно без сжатия. Разрешение сканирования от 400 dpi. При использовании ваших материалов на сайте или в печатной публикации, обязательно будет иметь место ссылка на каждого дарителя. На самой фотографии выложенной на этом сайте будет поставлен копирайтный значок уведомляющий от кого получен фотодокумент.

 

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Казань в памятниках истории и культуры. ТКИ, Казань, 1982.

Н.Ф.Калинин. Казань. Исторический очерк. Казань, Таткнигоиздат 1955

Указатель города Казани и достопримечательностей с кратким очерком древностей Казанской губернии. Изд-е А.С.Дубровина, Казань 1890 г., стр 21.

Казань. [Путеводитель] М, Прогресс, 1976.

Казань в прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города. Сост. М.Пинегин. СПб. 1890. Переиздание ООО «ДОМО «Глобус», Казань 2005 стр 403.

История Казани в документах и материалах. XIX век. Издательство «Магариф», Казань 2005.

К.Амиров. Казань: где эта улица, где этот дом. Казань, «Казань» 1995

Личный архив дочери Сары Садыковой – бывшей солистки и ведущей балерины театра оперы и балета им.М.Джалиля Альфии Газизовны Айдарской и её консультация.

Семейный архив Л.К.Ибрагимовой – тр.племянницы Альфии Газизовны Айдарской.

А.И.Дубин. Тарихи Казан. Казань, ТКИ 2003

Рассказы моих родственников «детей войны» - очевидцев казанских событий периода Великой Отечественной войны.

Скан из серии открыток "По Татарии". Издательство "Планета", 1973 из жж Михаила Архипова.

 

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz