Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
  Rustik68
©1998

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

Раздел Историческое наследие Казани

 

Здание бывшего музыкального училища Гуммерта,
затем Восточной консерватории
(по ул.К.Маркса 32/12)

 

 

Дом Л.И.Пальчиковой на ул.Лобачевского. Казань 2010 г., 1400х753, 139Kb)   Казань. Вид на перекресток ул.К.Маркса и Лобачевского (1000х667, 86Kb)   На ул.Лобачевского. Казань 2010 г., 1000х667, 102Kb)
Дом Л.И.Пальчиковой на перекрестке ул. К.Маркса и Лобачевского

    Аптека на К.Маркса. Казань 2010 г., 1000х668, 86Kb)
    Дом С.Т.Аксаковой, перв.пол. 19 в
пристр. 1848 перестр. 1905 г.
На перекрёстке улиц К.Маркса и Лобачевского, наискосок от красивого здания дома С.Т.Аксаковой, где в советское время была аптека, располагается простенького вида здание постройки второй половины XIX века, с пилястрами в классическом стиле. В справочнике памятников истории и культуры РТ (1993) здание это охарактеризовано как жилой дом городского типа периметральной застройки кварталов с бесстилевым решением фасада. В этом справочнике указано, что это дом Л.И.Пальчиковой, но казанские справочные издания начала ХХ века указывают, что в 1910-х гг здание принадлежало Лихачевой. Здесь нет ничего удивительного. Действительно, этот каменный дом расположенный на усадебной земле площадью около 375 квадратных саженей, пригадлежал дворянке Любови Ивановне Пальчиковой. По оценке 1912 года эта недвижимость оценивалась в 23’650 руб. Однако, в следующем году дом по дарственной перешёл пототомственной дворянке Инне Владиславовне Лихачевой, что засвидетельствовано сообщением старшего нотариуса от 15 июня 1913 г. за № 3260. К 10 февраля 1915 г. недвижимость новой хозяйки И.В.Лихачевой оценивалась уже в 41’340 руб. Однако, стоит отметить, что потомственная дворянка Инна Лихачева, во девичестве была… Пальчиковой. Она вышла замуж за Ивана Петровича Лихачева, 1865 г.р., земского начальника 1-го участка Спасскаго уезда. Иван Петрович был из того самого рода дворянского рода Лихачевых, к которому принадлежал и известный казанский антиквариум (коллекционер, археолог и нумизмат) А.Ф.Лихачев, чья коллекция легла в основу собрания нынешнего Национального музея РТ.

Дом Л.И.Пальчиковой на ул.Лобачевского, вид со двора. Казань 2010 г., 1400х810, 136Kb)     Дом Л.И.Пальчиковой на ул.Лобачевского, зимний вид 2010 г., 1000х650, 76Kb)
Дом Л.И.Пальчиковой на
ул.Лобачевского, вид со двора
    Дом Л.И.Пальчиковой
зимний вид на перекрестке

До революции в этом доме размещалась фотографическое заведение (Фотографiя) Семена Ивановича Иванова. Так уж практиковалось, что порой даже именитые и небедные домохозяева сдавали часть жилой площади своих домов внаём. отому в доме Пальчиковой были жили и просто квартиранты. Проще всего найти информацию по квартирантам из служило-чиновничьей когорты. Так, по состоянию на 1914 год здесь проживал служащий казанского отделения Государственного крестьянского поземельного банка, надворный советник Александр Иванович Первов.

Рудольф Гуммерт    
Р.А.Гуммерт    
Но как предмет рассмотрения данной статьи, простоватый дом Лихачевой-Пальчиковой, интересен ещё и в его прямой связи с историей профессионального музыкального образования в Казани. В 1907-1919гг. здесь находилось Казанское Отделение Императорского Русского Музыкального Общества – Музыкальное училище, которое было открыто в 1904 году. Но в это здание учебное заведение перебралось чуть позже. Точнее, таковой статус приобрела музыкальная школа Р.А.Гуммерта упоминаемая по этому адресу ещё в 1899 г. Директором образованного музыкального училища и был свободный художник Рудольф Августович Гуммерт (1861-1921), весьма примечательная личность. Он получил превосходное музыкальное образование в Петербургской консерватории, где занимался у выдающихся преподавателей. В первую очередь в классе практического сочинения и инструментовки Н.А.Римского-Корсакова, а по музыкально-теоретическим дисциплинам – у Ю.И.Иогансена. Как отмечает Е.К.Карпова, в творческой биографии Римского-Корсакова 1880-е годов, на которые пришёлся выпуск студента консерватории Р.А.Гуммерта (1887год), это время интенсивной педагогической работы, период выдвижения его в ряды самых авторитетных петербургских педагогов наряду с А.Г.Рубинштейном. По высказываниям самого Гуммерта, в его музыкальной деятельности неизменным идеалом служила ему личность А.Г.Рубинштейна. И выпускник Петербургской консерватории не уронил достоинства своих преподавателей. О чём свидетельствует факт, как широко в 1913 году был отмечен 25-летний юбилей музыкально-педагогической деятельности в Казани директора музыкального училища, Р.А.Гуммерта. Ранее, его пригласили членом жюри на V Международный конкурс А.Г.Рубинштейна, который проводился Петербурге в августе 1910г. Что свидетельствует о признании высокого авторитета Гуммерта, как педагога-пианиста.

До Гуммерта в Казани были другие профессиональные музыкальные учебные заведения, вышедшие из любительских объединений. Во второй половине 19 столетия в нашем городе известностью пользовалась платная музыкальная школа Новицкого, после прекращения деятельности которой в Казани была открыта Бесплатная музыкальная школа при участии «Кружка любителей музыки». В этой школе учились около 100 взрослых учеников, в основном студенты университета и ветеринарного интститута. Кроме этой школы, в тот период следует отметить школу Пасхалова, Орлова-Соколовского. Изначально именно школа Соколовского, после его отъезда, перешла в ведение Казанского отделения Русского музыкального общества. Тогда же, параллельно возникла вторая школа, которую возглавили бывшие преподаватели школы Орлова-Соколовского Р.А.Гуммерт и П.И.Юргенсон. Но вскоре оба из них возглавили собственные музыкальные учебные заведения (школа Гуммерта и школа Юргенсена).

Как было отмечено выше, школа свободного художника Гуммерта упоминается по этому адресу (Покровская ул., домъ Пальчиковой) в 1899 г. справочником Вся Казань. Учебый год в музыкальной школе Гуммерта длился с 20 августа по 20 мая. Годовая плата за обучение на инструментальных классах школы на низшем приготовительном курсе (т.е. самой младшей ступени обучения) составляла 30 руб. в год, низшем элементарном курсе (следующая младшая ступень) – 50 руб., среднем курсе – 80 руб, высшем курсе 100 руб. Т.е. в последнем случае плата за обучение составляла 10 руб. в месяц. Учитывая уровень доходов рядовых служащих, такое образование было доступно людям зажиточным. Плата за обучение на других отделениях не была более доступной. В классах пения стоимость годового обучения составляла 75 руб в низшем классе, 80 руб. - в среднем и 90 руб. – в в высшем. В классах теории композиции годовая плата составляла 150 руб. Но желающих получить музыкальное образование (дать его своим детям) хватало.

В 1904 году было открыто музыкальное училище которое возглавил Р.А.Гуммерт. К началу прошлого столетия Казанское музыкальное училище, вошедшее в императорское Российское музыкальное общество (Казанское отделение), обрело славу одного из солидных учебных заведений не только Поволжья, но и Российской империи в целом. На съезде директоров музыкальных учебных заведений Российского музыкального общества, прошедшем в 1912 г в Петербурге, Казанское отделение было отмечено среди четырёх лучших в России, наряду с Киевским, Харьковским и Одесским. К 1914 году это было обширное учебное заведение, кроме 11 основных преподавателей, на младших курсах практиковали как начинающие педагоги, 11 бывших учеников училища, успешно завершивших курс обучения. Кроме них штате учебного заведения была письмоводитель и классная дама Мальцева Клавдия Алексеевна (проживавшая в кв.№5 дома Петровой по ул Пушкина и её помощница Дмитриевская Антонина Петровна проживавшая в доме Вараксина на углу улиц Нагорной и Засыпкина.

С приходом новой советской власти, Гуммерт не утратил своих позиций как ведущий педагог края. В 1919 году узыкальное училище было реорганизовано в школы первой и второй ступени, где первая ступень приблизительно должна была соответствовать прежнему музыкальному училищу, а вторая – старшему отделению консерватории. С августа 1919 года это была Государственная двуступенная музыкальная школа. В том же году открылась и Центральная восточная музыкальная школа, с 1920 года ставшая Центральной высшей восточной музыкальной школы (ЦВВМШ), позже – Восточная консерватория. В 1922 году Государственную музыкальную двуступенную школу и Восточную консерваторию решено было объединить в Восточный музыкальный техникум, который просуществовал в этом здании до1926 года.

В бытность здесь Казанского отделения Императорского музыкального Общества, его директор Р.А.Гуммерт квартировался в здании училища (данные адрес-календаря и адресной книжки Казанской губернии на 1915г.), но не только он проживал в этом доме. С 1922 по 1932гг. здесь (ул.Покровская, 32, кв. 1) жил первый татарский композитор, музыковед и музыкант-педагог Султан Хасанович Габяши (Султан-Ахмет Хасангатович Габәши, 1891-1942).

    Султан Габяши 386х500, 72Kb)
    С.Х.Габяши
Уроженец села Малый Сулабаш Алатской волости Казанской губернии и уезда, С.Х.Габяши, происходил из татарского рода, из которого вышло много мусульманского духовенства. Для юного Султана это обстоятельство способствовало тому, что его обучение не остановилось в рамках начального образования. Он получил хорошее мусульманское образование в рамках существовавшего в тогдашней татарской среде. Гораздо позже, уже будучи преподавателем Казанского музыкального восточного техникума, С.Х.Габяши указывал в анкете, что его отец – мулла, ахун и бывший член Магометанского Духовного собрания. В другой его анкете встречается и более скромная формулировка: сын муллы из крестьян. В анкетах он указвает также, что музыкальной деятельностью начал заниматься с 1909 года. Но скорее всего такой ранний срок, даже не преподавания, а начала его музыкального образования, это описка.

Анкета С.Х.Габяши, 299х500, 52Kb)
Анкета С.Х.Габяши

В 1908 году семья Габяши переехала Уфу он продолжил образование в известных медресе Усмания и Галия, и в 1911 г сдал экзамен на звание имама-хатиба и мударриса в Магометанском духовном собрании в Уфе. С 1912 по 1915-й гг Султан Габяши обучался в уфимском реальном училище и тогда же брал уроки игры на фортепьяно. Потом он с 1915 по 1917гг. учился на юридическом факультете Казанского университета. Но с момента посещения им уроков обучения на фортепьяно, у Султана Габяши продолжал расти интерес к музыке, ставший в дальнейшем призванием всей его жизни. Первое выступление С.Габяши как исполнителя собственой музыки состоялось 17 октября 1914 г в зале Уфимского дворянского собрания.

Уфа, Дворянское собрание, 1000х600, 131Kb)
Здание уфимкого дворянского
собрания, где дебютировал С.Габяши

    Заявление С.Х.Габяши на участие в фольклорной экспедиции, 500х551, 35Kb)
    Заявление С.Х.Габяши на участие
в фольклорной экспедиции
В связи с развитием национального драматического театра С.Габяши активиззирует своё композиторское творчество в сочинении музыки к театральным спектаклям, в т.ч. к музыкальным спектаклям исполнявшимся известной группой «Сайяр». С 1917 по 1928-й годы Султан Габяши создал музыку более чем к 10 спектаклям. И ещё с 1920-х годов Габяши стал активно работать в области музыкальной педагогики. Он преподавал теорию музыки на татарском языке на музыкальных курсах для представителей народов Поволжья, вел музыкально-теоретические предметы в школе им.М.Вахитова, в Восточной консерватории, а также на курсах переподготовки учителей начальных школ в Арске. Наиболее значимой педагогической деятельностю С.Габяши было преподавание музыкально-теоретических дисциплин и руководство татарским хором (1922-1932) в Казанском музыкальном техникуме, где с 1922-1925 гг он ещё исполнял и обязанности заместителя заведывающего. В 1931 г. С.Габяши принял участие в фольклорной экспедиций по районам ТАССР, составил сборник татарских и башкирских народных песен. Но в начале 1930-х его творческая и общественная деятельность подверглась резкой критике с позиций вульгарного социологизма. В результате этого Габяши вынужден был переехать из Казани в Уфу. В 1932-36гг. он работал научным сотрудником отдела искусствоведения Башкирского НИИ национальной культуры. Был преподавателем музыкально-исторических дисциплин и руководителем хора Башкирского техникума искусств. В 1936-1941гг. Габяши был научным сотрудником, зав.кабинетом музыкального фольклора при Управлении по делам искусств СНК Башкирской АССР. В 1941-42гг. был учителем музыки средней школы д.Челканово. Умер Султан Хасанович Габяши в этой башкирской деревне в 1942 году. Среди множества его общественных заслуг следует отметить, что он являлся одним из организаторов Союза композиторов Башк.АССР.

Передвижная татарская драм.группа. Изд.во ГАСРЪ 600х382, 52Kb)   Участники постановки премьеры оперы «Сания», Казань 1926 г., 750х524, 52Kb)   Габяши, Бурангулов, Эйхенвальд. Уфа 1940 г., 750х497, 47Kb)
Татарская передв. драм.група,
изд-ние и собств. «ГАСРЪ».
J.M.J.K. 143. Фотооткрытка из
домаш.архив Рахманкуловых.
  Участники постановки премьеры
первой татарской оперы «Сания»
крайний справа С.Габяши,
крайний слева Г.Айдарский,
наверху в центре С.Садыкова
  Либретт.ист. Бурангулов
муз. и литерет. ред.С.Габяши,
Эйхенвальд. Уфа, 1940г. (ИЯЛИ АН РТ)

Такая плотная педагогическая и общественная нагрузка, не помешала С.Габяши создать немало музыкальных произведений. В числе основных его сочинений опера «Сания» (1925); «Эшче» (Рабочий, 1930г.) в соавт. С Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым; музыка к драм.спектаклям «Зулейха» Г.Исхаки, «Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша, «Бөз егет» (Славный джигит) К.Рахима, «Юсуф и Зулейха» К.Амири, «Җир уллары» (Сыны земли) Х.Такташа и др. Симфонические произведения: марш «Яңалиф» в соавт. С Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым. Вокальные: песни «Кәккyк» (Кукушка); «Рокия», «Эшче кыз» (Девушка-работница); «Курай» и др.; обработки татарских и башкирских народных напевов для хора.

Первого мая 2011 года исполнилось 120 лет со дня рождения первого профессионального татарского композитора Султана Габяши. К сожалению, этот факт прошёл без серьёзного внимания со стороны татарстанской общественности .

 

Рустем Ахунов, 09 апреля 2011г.

UPD: 16 мая 2011г.

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Информационная поддержка: Ислам Исмагилович Хабибуллин (Казань), Ильдар Ахнафович Еникеев (Казань), Игорь Васильев (Казань).

Отдельное человеческое спасибо Альфие Газизовне Айдарской и Юнусу Габдулловичу Сафиуллину, которым я составил компанию во время совместных походов в архив ИЯЛИ АН РТ.

Материалы фондов НА РТ

Материалы фондов архива ИЯЛИ АН РТ

Семейный архив Рахманкуловых.

Справочно-адресная книжка Казань, достопримечательности города и новейший план Казани. изд.книжного магазина Бр.Арыгиных. Казань. Лито-типография Л.П.Антонова 1899 г.

Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1903г. Казань, Типография Губернского Правления 1903г.

Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.

Республика Татарстан: памятники истории и культуры. 1993

Казань в памятниках истории и культуры. Казань, ТКИ 1982

Статья Г.М.Кантора и Е.К.Карповой о музыкальном образовании в Казани в XIX веке в сб.научных трудов «Из истории музыкальной культуры и образования в Казани». Казань 1993.

Статья Е.К.Карповой о Казанском музыкальном училище в сб.научных трудов «Из истории музыкальной культуры и образования в Казани». Казань 1993.

Композиторы Татарстана. М., «Композитор» 2009.

Статья Ф.Ш.Салитовой о С.Габәши во 2-м томе Татарской энциклопедии, стр.5. Институт татарской энциклопедии, Казань 2005.

Материалы журнала «Казань», 2004 №5

Анна Маклыгина. «Гуммерт Рудольф Августович. Святое Служение искусству»

Из уральской исторической энциклопедии

Фотография здания уфимского дворянского собрания заимствована с уфимского раздела форума skyscrapercity.

 

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz