Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
  Rustik68
©1998

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

Раздел Городской быт старой Казани

Ознакомительная версия

 

Фотографiя въ дореволюцiонной Казани
(Часть иллюстраций кликабельна)

 

 

Старый фотограф

Предпосылки появления фотографии надо искать в средневековье, а отчасти, даже в «античности» - от Аристотеля до Галлена. Античность пыталась уяснить природу зрения, восприятия окружающего мира, распространение лучей света. Но первые известные удачные опыты с камерой обскурой с подробным описанием этого явления, были произведены в средневековье 10-11 вв., арабским ученым-философом Абу Али ал-Хасаном ибн ал-Хайсам ал-Басри. Дальнейшим, наиболее важным моментом в развитии фотографии, стало открытие возможности совмещения принципа проекции изображения получаемого в камере обскуре с открытыми фотохимическими процессами, позволявшими зафиксировать полученное оптическим методом изображение на стабильном носителе. Удачные опыты с фотохимий (1790г.) принадлежат Томасу Веджвуду.

Отцы-провозвестники фотографии, Ибн ал-Хайтам (286х326, 9Kb)   Отцы-провозвестники фотографии, Томас Ведгвуд (300х385, 77Kb)   Результат опытов Т.Веджвуда (1000х667, 91Kb)   Отцы-провозвестники фотографии, Нисефор Ньепс (1000х667, 32Kb)   Отцы-провозвестники фотографии (250х310, 15Kb)
Ибн ал-Хайсам
[условный портрет]
  Томас Веджвуд   Результаты опытов
Томаса Ведгвуда
  Нисефор Ньепс   Луи Дагер

Первым удачливым фотографом, получившим устойчивую репродукцию изображения камеры обскуры (1826г.), считается Жосеф Нисефор Ньепс, а первым фотографом усовершенствовавшем изобретение Ньепса и уже извлекавшем прибыль из него (1837-1839гг.), заслуженно считается Луи Жак Манде Дагер. Первая комерческая фотография, вследствие низкой фоточувствительтности использумых тогда фотоматериалов и несовершенства оптики, была сопряжена с рядом трудностей получения закрепленного фотоизображения. Экспозиция снимка должна была быть очень длительной, и чтобы получаемое фотоизображение не смазывалось, живые «модели» фиксировались особыми подпорками и зажимами. Находясь продолжителное время в статичной позе, фотографируемый подвергался почти пытке, а себестоимость получения дагеротипов (по имени Луи Дагера) была весьма высокой. Однако, со временем некоторые проблемы дагеротипов были сведена к минимуму. Появились более совершенные фотоматериалы и светосильные объективы.

Казань. (800х618, 81Kb)   Склад фотопринадлежностей
Реклама поставщика
казанского фотографич. О-ва
  Реклама склада
фотопринадлежностей

Самое главное, в отличие от фотоизображений Дагера, которые получались в одном экземпляре, развившееся к конце 19 столетия фотодело позволяло делать много фотоотпечатков с одного зафиксированного на фотопластинке изображения. Делать это позволяло использование в фотопроцессе промежуточного звена – негатива. Причем, дореволюционные фотосалоны бережно относились к негативам, представлявшим собой стеклянные пластины, с нанесённым на них фоточуствительным материалом. После того, как негатив подвергался фотоэкспозиции – засветке фиксированной порции изображения проецируемого объективом на фотопластинку-негатив, изображение на ней химически проявлялось и фиксировалось. На фирменных паспарту тогдашних фотографий ставилась пометка «Негативы хранятся», «Негативы сохраняются». Т.е. сфотографировавшись у одного фотографа, при необходиомсти можно было через продолжительное время, обратившись к хозяину фотосалона, заказать вновь отпечатать ту же фотографию. Такая массовость фотографического дела позволяла заметно, по отношению к дагеротипам, снизить цену фотографий. Хотя фотография к этому времени была не очень дешевой, но всё же доступной, массовой.

    Казань. Фотография Якобсон на Воскресенской (1000х648, 118Kb)
    Фотография Якобсон на
Воскресенской улице,
репродукция из альбома А.И.Дубина.
Держатели фотографических заведений, дорожащие своей репутацией, заказывали свои специальные «фирменные» паспарту, на которые наклеивались фотографии. Такие фотографии хранившиеся в домашних альбомах клиетов фотосалона, напоминали у какого фотографа сделана та или иная «высокохудожественная и качественная» фотография. На паспарту обозначалась фамилия владельца, часто и адрес фотографического заведения - Фотографiи, как они тогда кратко назывались. Кроме домашних фотографий делались и фотографии-визитки. Самые маленькие визитки делались на толстом картонном паспарту размером примерно 6х8 см. Такие визитки имели множество назначений, но в первую очередь дарились при непосредственном общении с получателем визитки. Были визитки размером побольше. Они имели вид обычной почтовой открытки (примерно 9х14 см) с соответственной линовкой адресно-текстовой стороны (с 1904г. ), на лицевой части которых был личный или груповой портрет, для этого «почтового» размера паспарту не использовалось. Групповой портрет мог быть семейный или какого-то сообщества, группы сотоварищей.

Фирменое паспарту казанской Фотографiи Якобсон (323х500, 21Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй Якобсон (312х500, 32Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй Несмелова-Вяткиной (306х500, 28Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй С.Фельзера (308х500, 24Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй М.А.Засыпкиной (318х500, 29Kb)
Паспарту Фотографiи Якобсонъ
лицевая и оборотная стороны
  Оборот паспарту Ф-iи
Несмелова-Вяткиной
  Оборот паспарту
Ф-iи С.Фельзера
  Оборот паспарту
Ф-iи М.А.Засыпкиной

К началу ХХ века фотографических заведений в Казани было множество. Но далеко не все они были отражены в Адрес-календарях и адресных книжках города. Эти регулярные справочные издания хоть и важны для изучения исторического наследия, всё же порой содержали неточности на момент своего издания. Так по данным наиболее полное из этих регулярных изданий Адресъ-календаря и адресную книжку по Казанской губернiи на 1915 год профессиональной фотографией в Казани занимались и содержали фотографические заведения (в порядке перечисления по этому изданию):
Александр Харитонович Зимсон – Воскресенская ул., дом Матвеевского
А.А.Несмелов – в саду «Чёрное озеро»
И.М.Якобсон - Воскресенская ул., дом Алкина
Соломон Семионович Фельзер - Воскресенская ул., дом Черноярова
Дворянинъ Николай Петрович Засыпкин - Рыбнорядская ул, дом Андреяновой
Вдова, поч.гражд. Ксения Александровна Шумилова - Лядская ул., дом Яковлева
Прасковья Афанасьевна Карасева - Адм.слобода, Кузнецкая ул., дом Груздева
Николай Александрович Егоров - Георгиевская ул., дом Полторауского
Николай Германович Пилецкий - 2-я Проломная ул., дом Паршиной и Адм.слобода, Московская ул., дом Егорова
Андрей Федорович Федоров - Адм.слобода, Московская ул., дом Н-в Соболева
Варвара Федоровна Зайцева - Б. Проломная ул., дом Краснова
Александра Петровна Викторова - Б. Проломная ул., дом Губайдуллина
Браша Львовна Циммерлинг - Б. Проломная ул., дом Меркулова

Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй Rembrandt (303х500, 28Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй Капустина (309х500, 21Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй А.С.Шиловой (329х500, 33Kb)   Оборот фирменого паспарту казанской Фотографiй А.Ф.Федорова (314х500, 19Kb)
Оборот паспарту
Ф-iи Rembrandt
  Оборот паспарту
Ф-iи Капустина
  Оборот паспарту
Ф-iи А.Г.Шумилова
  Оборот паспарту
Ф-iи А.Ф.Федорова

Как отмечено, адрес-календари перечисляют далеко не все фотографические заведения (Фотографiи). Например, на Воскресенской улице (домъ Эккерманъ) располагалась известная Фотографiя Rembrandt, основанная в 1897 г и действовавшая при советской власти до второй половины 1920-х годов. Фотографическое заведение Капустина располагалось на ул.Лобачевского в доме Колмаковой. Но информация о Фотографiях была неполной не только в справочных изданиях, но и в рекламной «политике» самих фотографических заведений, порой ограничивавшихся лишь объялениями в газетах. Ведь в ряде случаев проявленные фотоотпечатки приклеивались на красивые паспарту обезличенного характера, совершенно не отражавшем сведений о фотографическом заведении. Реже, владельцами просто ставился оттиск штампа Фотографiи на оборотах паспарту. Так поступал А.Ф.Федоров, хозяин Фотографiи в Адмиралтейской слободе, занимавшей место в доме Соболева напротив Речного училища…

Дороговизна заказа своих фирменных паспарту, побуждала Фотографiи с небольшим бюджетом отказаться от паспарту печатавшимся по индивидуальному типографскому заказу. Фотографические заведения не имевшие существенных оборотных средств, могли приобретать «представительно» оформленные универсальные паспарту, гораздо дешевле по оптовой цене (чаще заграничный опт). Такие паспарту были обезличены и имели лишь художественно оформленную надпись типа «Cabinet portrait» (кабинетный портрет), «Souvenir», «Visit portrait» (сувенирные, визитные фото на память), иногда просто «Художественная фотографiя». Бывали универсальные паспарту с «орденской планкой» условных медалей, иммитировавших медали печатавшиеся на индивидуальных паспарту престижных Фотографiй. Но не все владельцы простеньких Фотографiй жаждали пускать клиентам пыль в глаза, ограничиваясь своим штампом. Однако, если простой чернильный штамп на обороте паспарту из обычного картона, красноречиво свидетельствовал о «демократичной» ценовой политике фотосалона и занимаемой им ниши «эконом-класса», то универсальное паспарту не всегда стоило трактовать столь однозначно. Бывало, что повторный отпечаток, делался на универсальном паспарту даже в наиболее престижных Фотографiяхъ.

Фотокарточки на красивых паспарту хранились наиболее бережно, как семейная ценность. Для защиты фотоизображения от потертости, по размеру самого фотоопечатка поверх накладывалась защитная полоска из папиросной бумаги, которая приклеивалась к обороту верхней части паспарту. На ряде приведенных здесь оборотов паспарту, видны следы такой защитной приклейки. Сами фотоальбомы тоже часто делались с учётом защиты фотографий. Не только благодаря прокладке папиросной бумаги между страницами листов, но и особой конструкцией альбомов. А именно, страница альбома делалась из нескольких слоёв плотной бумаги. В той части, где располагались окошки для помещения фотографий, внутренность крайних слоёв представляла полость. Фотокарточки на паспарту помещённые между крайними слоями плотной бумаги, прекрасно были видна в окошках. А когда листы альбома закрывались, даже прилегая плотно между собой, не касались поверхности самих фотографий, которые от нежелательных контактов защищала толщина последнего слоя плотной бумаги, за которой находились фотографии.

дореволюционная бессрочная паспортная книжка (600х454, 58Kb)   дореволюционный паспортный лист (500х334, 56Kb)   Фотовизитка заверенная и.д.директора гимназии (600х369, 36Kb)
бессрочная паспортная книжка,
времён Российской империи
  паспортный лист
времён Российской империи
  Фото-визитка заверенная
и.д. директора гимназии, к
экзамену на аттестацию

Паспорта в Российской империи (и ограниченные временными рамками действия, и безсрочныя паспортныя книжки) не имели вклееных фотографий, как в современных паспортах. Потому в ряде случаев назначение небольших фото-визиток носило характер удостоверения личности. К примеру, на экзаменах по аттестации зрелости в гимназии, директор собственноручно (или исполняющий дела директора) отмечал записью на маленьких фото-визитках, что аттестуемый соответствует изображеннию на фотографии, заверяя печатью учебного заведения.

Фотографическое наследие дореволюционной Казани внушительно. Немало сохранились таких фотографий в домашних семейных альбомах. Ведь старые фотографии сделанные в казанских фотосалонах, оставались даже у тех, кто переселился в другие регионы. Однако, даже в рамках таких семейных альбомов многие фотографии со временем стали не совсем понятны нынешним владельцам. Очень часто люди не заботились подписать фотографию, ведь все люди там запечатленные были им знакомы. Это были как родственники, дальние и близкие, так и просто друзья и знакомые. Как следствие, когда неподписанных фотографий в альбоме было много, уже следующее поколение владельцев семейных альбомов начали испытывать затруднения с определением личностей запечатленных на той или иной фотографии.

На видовых фотографиях, выпускавшихся в виде почтовых открыток, в рамках этой статьи сосредотачиваться не будем. Отметим лишь, что самыми известными из казанских издателей почтовых открыток были Бреев, А.М.Ключников, Карелин, Дмитриев, Опарин и таинственный издатель под инициалами J.M.J.K. Издание открыток с видами городов, в т.ч. Казани и всего волжского региона продолжились и после краха Российской Империи. Облик Казани был запечатлён и на полулюбительских по качеству почтовых открытках молодой Советской России. Причём, бывало видовые открытки печатались с негативов дореволюционного времени, но на простой фотобумаге. Затем дело выпуска почтовых карточек, в т.ч. и видовых, продолжил СССР. Были тонированные (сепия) открытки отпечатанные МЕЦЦО-ТИНТО (метод массовой печати ставший популярным ещё накануне Первой Мировой войны), чёрно-белые виды Казани того периода на глянцевой фотобумаге, печатались под маркой СОЮЗ-ФОТО Казань. В переходную Хрущёвскую эпоху художественные и видовые почтовые карточки выходили под знаком ИЗОГИЗ, с приходом в эту издательскую сферу цветной полиграфии, они стали печататься централизованно под эгидой Министерства связи СССР. Отметим лишь важный, для рамок этой статьи, момент. Далеко не все видовые казанские открытки можно отнести к типу «Real Photo». Большая их часть, как отмечено, издана типографиями лишь воспроизводившими фотографические виды. Массово тиражировать именно фотографии, до конца 1920-х годов представлялось заметной сложностью. Дореволюционные видовые открытки типа «Real Photo», выпускались ограниченными тиражами.

Фотография Фельзеръ на Воскресенской (682х1000, 168Kb)     Чернояровский пассаж сейчас (580х900, 87Kb)
Фотография Фельзер
на Воскресенской ул.
фрагм. репродукции
из альбома А.И.Дубина
    Это же место на
современной Кремлевской

    Казань. Реклама фотографии Рембрандт в 1925 г. (683х385, 36Kb)
    Реклама фотографии Rembrandt
г.Казань, 1925 год.
К пятилетию образования АТССР (позднее ТАССР), отмечавшемуся в 1925 году, в Казани было известно меньше фотографических заведений, чем в дореволюционный период. А из старых дореволюционных названий, свою марку сохранили только два фотографических салона «Фельзер» и «Rembrandt», оставшиеся на прежних местах, но из-за переменования ряда улиц, значившиеся уже по ул.Чернышевского. Дело в том, что при Советах ул. Воскресенская сначала была переименована в ул.Чернышевского, потом она стала ул. Ленина, а уже ныне это ул. Кремлевская. Название улицы Чернышевская тоже изменило прописку со времени, когда Кремлевская была ул.Ленина. Фельзеровская фотография размещалась в здании Чернояровский пассаж (дом № 21), а Rembrandt в д.№ 8 (здание нынешнего Главпочтампта). До революции в Чернояровском пассаже размещался и склад фотографических аппаратов и принадлежностей которым владел Э.Ф.Грахе (см. их рекламку на самой верхней иллюстрации). Кроме этих двух фотографий в 1925 году на этой же улице была Фотография Длужневской (д.№23). На углу нынешних улиц Дзержинского и Лобачевского была Фотография ТатЦИК. На нынешней ул.Баумана, в то время ещё Большой Проломной, в здании тогдашнего кинотеатра «Олимп» располагались Фотография Таткино. Здесь же в доме № 15 можно было сфотографироваться в фотографическом заведении Соловьева. В соседнем доме №19 располагалась сразу две Фотографии, Майофиса и Артели Глухонемых. Более мелкие фотографические заведения располагавшиеся на других улицах, за тот период пока не обнаружил.

В данную статью вошли материалы из заметки Образ Казани в почтовой открытке, также опубликованной на этом сайте. Учитывая ознакомительный формат сетевого варианта публикации, на сайте эта статья обновляться не будет, как в дальнейшем не будут здесь исправлятся неточности в деталях.

 

Рустем Ахунов, 29 марта 2011г., на основе жж-публикации. См. там также раздел "О сканировании и хранении семейных фотографий".

UPD: 22 мая 2011г.

 

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылок на страницу или приведённые источники.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

(в полной версии используется бóльшее количество источников)

Информационная поддержка: Ислам Исмагилович Хабибуллин.

Материалы фондов НА РТ

Материалы из личных собраний и архивов.

Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915г. Казань, Типография Губернского Правления 1914г.

Справочник-путеводитель по гор.Казани. /Сост. Успенский В.А./ Казань, изд-е Нар.Ком.Внут. Дел АТССР.

А.И.Дубин. Тарихи Казан. Казань, ТКИ 2003

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1899 год. [Район: Пермская, Уфимская, Оренбургская, Вятская и Тобольская губернии]. Издание А.Л.Вершевой в Перми. Типо-Литография Губернского правления, 1899г.

 

ИСТОЧНИКИ WEB-a:

Научные традиции в исламском мире средних веков.

History of Photography - Nicephore Niepce.

История фотографии.

History of medicine.

La cámara obscura.

Oscar Sabetta. Historia de la Fotografía y Homenaje a los Maestros.

Desenho e História da Arte.

Информация с «умершего» сайта «Los padres de la fotografia».

Изображение Ибн ал-Хайсама отсюда.

Фотография Томаса Веджвуда (Уэджвуда) отсюда.

Фотография Томаса Веджвуда (Уэджвуда) отсюда.

Изображение результатов открытий Т.Веджвуда (Уэджвуда) отсюда.

Портрет Нисефора Ньепса отсюда.

Дагеротип с изображением самого Луи Дагера отсюда.

«Картинка для привлечения внимания» (заставка с изображением фотографа) заимствована отсюда.

 

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz