|
Дом Ахмадишах-бабая, фотография 2011 г. |
Адмиралтейская слобода учрежденная по царскому указу в 1718 году, была основана в селе Бишбалта. В буквальном смысле бишбалта по-татарски – пять топоров. Бишбалта, одно из старейших мест нынешней Казани. В этом старинном пригородном селе издавна жили татарские мастера по дереву. В стародавние времена вокруг Казани стояли дремучие леса, а основная часть строений, за исключением самой крепости, была деревянной. Такое положение сохранядось до XVIII века, потому востребованность в мастерах по дереву, плотниках лесорубах, столярах, была очень высокой. К тому же, большой удельный процент деревянных строений и отсутствие регулярных противопожарных учреждений, лишь способствовали массовым городским пожарам. Казань неоднократно выгорала очень значительно, что только усиливало спрос на мастеров по дереву.
С учреждением Адмиралтейства в районе Бишбалта, рабочая нагрузка на мастеров этого села только возросла. Хотя высочайшим повелением, Адмиралтейство было учреждено здесь в 1718 году, речные суда строились в Казани и раньше. Архивные документы свидетельствуют, что в 1710 году из Казани на Балтику отправили целую эскадру военных кораблей «Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда», «Город Казань». После этого построили ещё восемь судов и отправили их для Азовского флота.
Однако, не у всех татар занятых в работах для нужд Адмиралтейства, были приемлемые условия. Печальная участь была уготована татарам-лашманам. Термин этот возник в петровскую эпоху, когда и внедрилось много понятий из немецкого и голландского языков. Термин Laschmann, происходит от нижне-немецкого laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек. Петровским указом от 31 января 1718 г. повелевалось: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Позже участь лашман была облегчена. В 1774 г. назначена была плата пешим лашманам по 10 коп. в сутки, а конным (т.е. имевших гужевую тягу) по 16 коп. С 1782 г. оплата последних была увеличена до 20 коп. В 1799 г. были установлены подробные правила о заготовлении лашманами корабельных лесов. В начале 19 столетия потребность в лашманах начала снижаться, потому численность татар облагаемых лашманской повинностью была снижена. Но на первых порах, а это было в петровскую эпоху, участь лашман была ужасной. На вырубку лесов ссылали целыми деревнями, как на повинную, без питания и какого-либо материального обеспечения. Это нашло отражение в татарском фольклоре в выражении напиться лаишевской воды. О тех, кто возвращался живым, говорили "Лаеш суларын эчеп кайткан!" Дело было видимо недалеко от Лаишевских земель. Позже поговорка стала нарицательной. Обычно непослушному покорителю неведомого говорят: "Бар! Лаеш суларын эчеп кайт!"
К середине 19 столетия, подобные события отошли уже в область преданий. Достаточно интенсивно Казань стала заселяться выходцами из сельской местности, несмотря на то, что государственные крестьяне, в каковом сословном статусе находилось большинство татар, были законодательно привязаны к месту проживания. После отмены крепостного права такая возможность появилась и у русских крестьян. Относительная дешевизна и доступность земли в слободах, где проживала значительная часть татарского населения Казани, в т.ч. Адмиралтейской, привлекали сюда многочисленных переселенцев из татарских деревень.
|
Адмиралтейская слобода весной. Видовая открытка нач. ХХ в. |
|
|
|
|
|
Карельская улица (бывшая ул.Тулуповка в Бишбалта) Фотография 2011 года. |
В конце 19 столетия государственный крестьянин Ахмадишаh, уроженец села Тутай (Тутаево, Апаст.р-н РТ), переехал в Казань. Здесь он женился на Нагиме Бикчентеевой, а односельчане, очень уважавшие Ахмадишаh, помогли средствами с постройкой дома, который был возведен в районе Бишбалта на улице Тулуповка (сейчас это Карельская ул.). Так, во всяком случае, описывает те события семейная легенда Садыковых. Сам Ахмадишаh-бабай, служивший казначеем казанской пристани, был не из Садыковых. Но одна из его дочерей, Биби-Гайша вышла замуж за Гарифа Садык-улы, уроженца села Айдарово Акзегитской волости (ныне Зеленодольский р-н РТ). По этой генеалогической линии Садыковых и дошла семейная легенда, с которой меня ознакомили.
|
Татарский соловей - Сара Садыкова |
|
|
|
|
|
Дом на ул.Парижской Коммуны (жёлтый фасад), где родилась С.Г.Садыкова. Фото 2010 г. |
Какое-то время молодая семья Садыковых жила в доме Ахмадишаh-бабая. В этот период у них родилась старшая дочь Биби Сарá, впоследствие приобретшая большую известность среди татар всего мира, как татарский соловей. Это была будущая первая татарская женщина-композитор Сара Садыкова, причём, получившая академическое музыкальное образование. Правда, сам момент её рождения случился, когда чета Садыковых была в гостях у знакомых, проживавших на Сенной улице (близ Сенного рынка, ныне ул.Парижской коммуны). Стены того дома ещё целы, но надежды на его сохранение почти нет. Да и мало кто знает об этом факте, в т.ч. и в ведомстве Минкульта РТ. Мемориальную табличку на стене этого дома, о том, что здесь родилась Сара Садыкова – татарский соловей, так и не установили.
|
|
|
|
Дом Ахмадишаh-бабая Бишбалта, 2009 г. |
|
|
Табличка страхового Товарищества Саламандра |
Совсем недавно фасад дома Ахмадишаh-бабая украшали две дореволюционные таблички страховых обществ. Но после показа сюжета об этом доме по местному ТВ-каналу, нашлись чёрные «археологи» которые украли одну из этих табличек. Осталась табличка страхового товарищества Саламндра. Следует отметить, что предпочтения того или иного страхового общества у потенциальных клиентов страхования среди татарского населения, по понятным причинам преимуществом обладали те страховые общества, которые имели страховых агентов татар. По сведениям казанского справочного издания 1899 года, именно у страхового товарищества «Саламандра» имелся агент татарин – Закир Нур-Мухамет Тагиров. Тагиров заведывал отделением этого страхового товарищества на Воскресенской улице. Отделение находилось в собственном доме Тагирова, ранее принадлежавшего Круликевич.
В картуше таблички страхового товарищества Саламандра сохранившейся на доме Ахмадишаh-бабая, выбит 1846 год. Многие путают, полагая, что год выбитый на табличке, указывает дату когда на дом укрепили эту табличку. На самом деле, цифры в картуше указывают лишь год основания самого страхового товарищества Саламандра. Такие таблички могли поставить и в 19 столетии и позже, т.е. и на дом построенный в начале ХХ века. 1846 год это лишь реклама давности существования страхового товарищества Саламандра на рынке страховых услуг. До революции очень часто на представительских бланках и визитках для солидности указывался год основания той или иной фирмы. В исследованиях генеалогической истории С.Г.Садыковой указывают, что семейство Ахмадишаh-бабая переехало в Казань за несколько лет до женитьбы родителей Биби-Сары, Гарифа и Биби-Гайши. Т.е. дом был построен на исходе 19 столетия, но никак не в 1846 г или даже ранее.
|
|
|
|
|
Дом, где жило семейство Гарифа Садыкова на Владимирской улице. Казань, осень 2011года |
Ещё в дореволюционный период, чета Гарифа Садыкова и Биби Гайши, сменили несколько адресов проживания в Казани. Самые последние несколько дореволюционных лет, вплоть до начала революционного переполоха в Казани, семья снимала квартиру в доме малолетнего наследника Утямышева на углу нынешних ул.Московской и Чернышевской (дом утрачен в конце 2011 года). Возможно, именно в этот период Гариф Садыков работал приказчиком в Александровском пассаже. Несмотря на заметную удаленность в то время от дома Ахмадишаh-бабая в Бишбалта, дети Гарифа Садыкова и Биби Гайши: Биби-Сара, Разия, Хафиз, Салих, бывало гостили у своего дедушки. Навещали его эти внучки и внуки и в послереволюционный период.
После того, как Ахмадишаh-бабай купил зятю фруктово-овощную лавку, молодые стали жить отдельно. Поскольку юная Биби Сарá училась в школе Аитовой располагавшейся в районе перекрёстка нынешних ул.Татарстан и Тукаевская, скорее всего в тот период Садыковы жили ближе к району Старо-татарской слободы, или уже непосредственно там.
|
|
|
|
|
Чета Садыковых в ранний период, город Архангельск (до рожд. С.Садыковой) |
|
Биби-Гайша и дочка БибиСарá, ок 1908 г. Казань. Колеризация фотографии |
|
Гариф Садыков вероятно после революции |
Пока не располагаю фотографиями Садыковых дореволюционного периода проживания в доме Ахмадишаh-бабая, есть более ранние, когда Гариф уехал на заработки в Архангельск и более позднего, в основном послереволюционного времени.
|
|
|
Салих Садыков - отец Мрада Садыкова и дядя А.Г.Айдарской |
|
Марьям Салахутдиновна 1939 год |
|
|
|
|
|
Салих Садыков с племянником Рустамом. Казань, 1936г |
Противоречивость семейной легенды и неполнота собрания архивной информации не позволяют уточнить по какому точно адресу родился Салих - младший брат Биби-Сары. Точно не установлено с какого года семейство Садыковых поселилось в доме по Владимирской улице (Чернышевского/Московская). Альфия Газизовна Айдарская, - дочь Сары Садыковой говорила, что вроде года за два до революции. В таком случае самый младший ребёнок в их семье Салих, вполне мог родиться именно в этом доме (1916г). Салих Гарифович Садыков – отец моего троюродного брата Мрада Садыкова, но он погиб ровно через месяц после начала Отечественной войны. Ещё в 1932 году он закончил интернациональную школу ФЗО им.Нариманова, но это было, когда Садыковы давно уже жили на другой квартире. Затем учёба в казанском техникуме связи, женитьба в 1939г на самой младшей сестре Сáдри Ахуна, с которой он учился на одном потоке в техникуме, и в том же году ставшие выпускниками техникума. В в 1940 г. у них родился сына Мрад, а Салиха Гарифовича ждала служба в армии. С первого дня войны из воинской части его отправили на фронт. Но 22 июля 1941г., ровно через месяц после начала войны, Салих Гарифович Садыков героически погиб обеспечивая связь при переправе у реки Буг, о чём его жену Марьям Салахутдиновну известил военкомат.
|
|
|
Сын Салиха Садыков - Мрад Салихович и дочь Сары Садыковой - А.Г.Айдарская у дома Ахмадишаh-бабая. Казань, ноябрь 2012 года |
Рустем Ахунов, ноябрь 2012 г.
UPD:
Уважаемых посетителей сайта прошу оказать содействие материалами из ваших семейных архивов. Будут интересны любительские фотографии Казани 1990-х годов и более ранние.
Совершенно необязательно высылать сами фотографии или интересные документы. Достаточно отправить на е-мейл (см. вверху КОНТАКТЫ) скан или хотя бы фотокопию сделанную цифровой съёмкой. Сканы можно делать и в формате обычных jpg но желательно без сжатия. Разрешение сканирования от 400 dpi. При использовании ваших материалов на сайте или в печатной публикации, обязательно будет иметь место ссылка на каждого дарителя. На самой фотографии выложенной на этом сайте будет поставлен копирайтный значок уведомляющий от кого получен фотодокумент.
|