Экс-Второе здание КАИ [большинство «картинок» кликабельно] |
|
|
Второе здание КАИ (ныне переим. в КГТУ) |
Расположенное по ул. К.Маркса (д.70) бывшее второе учебное здание КАИ можно сфотографировать только рано утром. Ближе к восьми утра здесь будут сновать толпы студентов (уже не каистов), а нижнюю часть фасада заслонят припаркованные автомобили. Да и высокая плотность хождения автотранспорта по этой улице, в т.ч. крупных, своими габаритами, трамваев и автобусов, также не даёт возможности произвести полноценную съёмку этого здания. Потому на верхней фотографии солнце, ещё только начинающее свой восход, освещает лишь верхний этаж здания, где в бытность КАИ располагалась кафедра начертательной геометрии. Теперь этот второй учебный корпус КАИ (ныне именуемого КГТУ) перебрался на ул.Четаева. На жаргоне каистов по номеру учебного корпуса он всегда называется вторым домом. Некоторые студенты полагали, что название кафедры начертательной геометрии проистекает из мнения, что кафедра эта на черта не нужна, однако это не так. В действительности, название этого предмета и самой кафедры происходит от слова начертать, т.е. нанести на лист ватмана разные графические линии, образующие изображение какого-либо объекта иногда и его «внутренностей».
|
|
|
|
|
Второе здание КАИ в советское время |
Навыки черчения, знание ГОСТов, помогает студентам оформлять свои курсовые дóлжным образом, впоследствии эти навыки используются и при дипломном проектировании. У меня так, к защите диплома, было представлено 16 листов чертежей и 7 фотографий дипломного проекта, воплощённого на практике. Естественно, воплощал не один, существенную помощь оказали: мой дипломный руководитель Якутенков Александр Аркадьевич и наш кафедральный слесарь 6 разряда Геннадий Кириллович. В практическом воплощении дипломного проекта, мне, как будущему радиоинженегру, была отведена функция изготовления электронной начинки и простых металлоизделий. Всю высококвалифицированную часть работы, где требовались детали высокой точности обработки, делал Кирилыч, юстировку оптической системы произвёл Александр Аркадьевич. Разумеется, эти события происходили уже в пятом доме т.е. на радиотехническом факультете.
Архитектура бывшего второго здания КАИ уникальна и отличается высоким профессионализмом исполнения.
|
|
|
Фрагмент архитектуры |
|
|
Это неудивительно, ведь раньше, ещё до революции, в этом здании располагалась Казанская художественная школа (Сейчас это художественное училище). Основана она была в 1895 году, став одним из известных художественных училищ провинциальной России. В советское время подобные провинциальные заведения размещались где попало, я так вовсе «на факультативных правах» учился в 5-й художественной школе, занимающей разваливающееся здание, не действовавшей в то время мечети Иске Таш. До революции дела обстояли иначе, зданию придавали облик, отвечавший его предназначению. Темно-красные кирпичные стены верхних этажей Казанской художественной школы, в сочетании со светло-кремовыми стенами её первого этажа, и такого же цвета архитектурными элементами вкраплёнными в поверхность стен, придают и сейчас этому зданию облик полусказочного терема, как будто явившегося со страниц иллюстраций книги сказок.
|
|
|
|
|
Художественная школа на дореволюционной открытке |
Внешнему облику здания соответствовал статус его преподавателей и учащихся. В 1896-1901З годах десь учился, а затем преподавал (1909-1929гг.) советский художник и педагог П.П.Беньков (1879-1949), с 1911 по 1923 гг. преподавал литературу и историю искусств П.А.Радимов – крупный советский живописец и поэт (1887-1967); в 1904 г. окончил школу и долгие годы работал в ней известный казанский искусствовед, автор ряда работ о памятниках искусства в казанском Поволжье – П.М.Дульский (1879-1956). Были и другие, все мне неизвестны, а то что здесь занимался будущий футурист Д.Д.Бурлюк (1882-1967) не считаю заслугой художественной школы.
|
|
|
|
Н.И.Фешин |
|
|
Н.И.Фешин, автопортрет (1920) |
|
|
|
Портрет Катеньки Н.И.Фешин (1912) |
|
|
Наиболее значительной фигурой среди учеников и преподавателей Казанской школы был известный русский художник, академик живописи Н.И.Фешин (1881-1955), чьи полотна до сих пор украшают галерею Государственного Музея изобразительных искусств РТ. Есть там и исполненный Фешиным портрет дочери сторожа Казанской художественной школы – Катеньки, являясь одной из страниц бытовой летописи города. Для музея это полотно было приобретено у В.С.Ушакова в 1976 г. Кисти Н.И.Фешина принадлежит и другая страничка летописи нашего города, также хранящаяся в Музее изобразительных искусств. Это портрет Вари Адорадской, - дочери революционэра В.В.Адорадского, чьим именем до сих пор названа одна из улиц Казани. Варя Адорадская, впоследствии училась во ВХУТЕМАСе (1923-1925). Работала переводчицей в институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
|
|
|
Государственный музей изобразительных искусств |
|
Портрет Вари Адорадской Н.И.Фешин (1914) |
После октябрьской революции, Н.И.Фешин оставался одним из руководителей художественной мастерской Казсгухма, в 1920г. он жил в дачном поселке на станции Васильево. Однако, вскорости, точнее в 1923 году, Н.И.Фешин эмигрировал в САСШ. В советский период именно этот факт его биографии стал причиной официального забвения художника на родине. Тем не менее, во время хрущёвской «оттепели», партийные цензоры отнеслась к творчеству художника благосклонее. В 1963 году в Казани состоялась выставка творчества Николая Фешина. Не хочется огульно осуждать советский период нашей истории, не всё в нём было так плохо, как говорят сейчас. Но после прихода к власти большевиков не все смогли принять новые социальные веяния в политике. Кто-то не мог к ним адаптироваться, а кого-то сама новая власть отказывалась жаловать. Неизвестно, какая судьба ждала художника Фешина, останься он на родине. Один из его интереснейших учеников Николай Русаков остался в Советской России. Получивший профессиональное образование в Казани, уральский живописец Н.Русаков пытался приспособиться к эпохе, но ложный донос резко изменил судьбу художника, чью жизнь оборвала пуля…
|
|
|
|
|
Фронтальная часть |
То здание Казанской художественной школы, которое мы видим сейчас и на дореволюционной открытке, было возведено в 1900-1902 годах по проекту архитектора К.Л.Мюфке. Это здание является интересным памятником архитектуры периода стилизаторства. Его архитектура решена в модном для того времени псевдорусском стиле, под влиянием творчества архитектора А.Н.Померанцева, автора и строителя Новых торговых рядов на Красной площади в Москве (ныне здание ГУМа). В своём плане здание школы Н-образное. Вид той части здания, что образуется в месте впадины этой формы Н, не менее интересней фасада.
Нетрудно заметить, что
|
|
|
Институт инженеров- коммунальщиков. 1935 г. |
|
|
третий этаж лицевой части фасада, изменён относительно того, что виден на дореволюционной открытке. Видимо эту часть изменили в соответствии с удобством кафедры начерталки. Надо сказать, что второй учебный корпус КАИ расположился здесь только с 1941 года. С 1919 по 1926 в этом здании размещался Казанский художественно-технический институт (КХТИ, - не путать, с химическим институтом!). Но в 1920 году он назывался просто зубодробильно - Казанские Свободные Государственные Художественные мастерские (), а произнести скроговоркой его аббревиатуру - Казсгухма -могли асы декламации, хотя учились здесь будущие художники и иные мастера изобразительного искусства и архитектуры. Но стране, вступившей на путь индустриализации, требовались не только художники. С 1926 по 1929 здесь располагается индустриальный техникум повышенного типа, а с 1929 по 1930 – политехнический институт. А уже с 1930 по 1941 г., это институт инженеров коммунального строительства.
Cейчас в здании бывшей Казанской художественной школы, вновь расположено художественное училище, хотя мне несколько досадно. Ведь здесь прошли мои «промокашечные» (первоначальные) занятия, как студента знаменитого КАИ. В ознаменование возвращения первоначального, проектного, предназначения этому учебному зданию, на его фасаде изменилось расположение таблички с названием учебного заведения и мемориальных досок. Но как прежде, этот корпус справа и слева окружают «технические» корпуса КХТИ. Один, это корпус «А», – круглый, с колоннами, выполненный по проекту арх. И.Г.Гайнутдинова. Другой, корпус «Б», размещающийся в здании дореволюционного Казанскаго Соединённого Промышленного Училища.
|
|
|
|
|
|
|
Лирики и физики, или в окружении технических ВУЗов |
|
Табличка с названием заведения |
|
Знаменитые люди художественной школы |
|
Мемориальная доска в честь архитектора |
|
|
|
|
|
Новый 2-й уч.корпус КГТУ (КАИ) |
А новое второе учебное здание КАИ, точнее уже 2-й корпус КГТУ, теперь находится на заречной стороне Казани (Амирхана/Четаева). Из-за привнесения прежним казанским ВУЗам, бывшим институтами, «университетского» статуса, в новой «университетской» аббревиатуре названия прежних казанских институтов КАИ и КХТИ появилась неопределённость, вносящая путаницу при произнесении их новых названий в сокращённой аббревиатуре. Оба этих ВУЗа теперь КГТУ, только в случае КАИ буква «Т» аббревиатуры означает технический, а в случае КХТИ – технологический «университет». Нынешний корпус КАИ/КГТУ несравненно больше прежнего, что остался на ул.К.Маркса. Новое расположение коруса института университета, и его величина, конечно, для студентов более полезны. Поскольку «квартала» один из мощных «спальных районов», многим студентам теперь проще добираться до места учёбы. Бóльший размер учебного здания позволит вместить гораздо больше студентов которые всё равно потом не найдут работы по профилю. А улица имени великого бородача К.Маркса, теперь практически нежилая. И вашего повествователя выселили оттуда «облагодетельствовали», благодаря программе нашего Великого и Мудрого Атататар, предоставив добровольно-принудительную возможность переселиться в «престижный» спальный район.
Казань, 06 июня 2008 г. UPD: ноябрь 2010г.
P.S. Теперь, когда с улицы К.Маркса убрали трамвайные пути, а проезжую часть расширили, фотографировать местные здания стало попроще. Теперь трамвайные вагоны, вечно простаивающие на пути свого следования, не загораживают здешние виды. Впрочем, усугубились автомобильные пробки, и на этой улице тоже. Причём, транспортный коллапс в Казани прогрессирует не столько из-за пополнения парка автомобилей, сколько благодаря действиям неких инопланетных агентов влияния внедрившихся в городскую администрацию, и старающихся максимально ухудшить жизнь горожан. Де юре, до 4-х полос, сужается проезжая часть дорог, хотя де факто проспекты имеют 6 полос движения. Сносятся автостоянки, при обновлении дорог убираются парковочные карманы. Ликвидируется такая, несомненно нужная городу часть инфраструктуры, как стоянки. Кроме того вообще сносятся интересные, в культурно-историческом аспекте, дома исторической части Казани. На месте уничтоженных объектов истории и культуры, необходимых городу объектов городской инфраструктуры, из гипсокартона и пенопласта сооружаются объкты для отмыва бюджетных средств планеты Фаэтон, с которой родом внедрившиеся в администрацию инопланетные агенты влияния.
|