|
|
|
|
|
|
|
|
Первый номер журнала Jugend, 1896 г. |
|
|
Один из первых номеров журнала Simplicissimus |
C проявлениями этого стиля сталкивалось большинство из нас. Характерные формы этого стиля знакомы даже тем, кто не ведает ни о его названии, ни истории его возникновения. Этот интересный стиль, столь понравившийся Европе и Новому свету на рубеже 19-20 столетий, получил своё первое название в Германии. Всё началось с редактора одного журнала «Пан» издававшегося с середины 90-х годов XIX века. Интересы этого редактора - Юлиуса Мейер-Греффе, бывшего одновременно и знаменитым критиком, сконцентрировались в пиаре достижений французского искусства того времени. Одновременно журнал «Пан» способствовал и знакомству Европы с английским искусством, в частности с изделиями Кельмскоттской типографии У.Морриса.
Вскорости, в Мюнхене стали выходить два ежедневника «Jugend» (Юность) и «Симплициссимус» (выходил с 1896 по 1944 гг.). Название «Юность» послужившее затем обозначением стиля, было заимствовано из модной тогда пьесы Хальбе. Эстетическая избирательность этих журналов и начавших выходить позднее еженедельников освещающих вопросы декоративно-прикладного искусства, выкристаллизовывали новый стиль, превалировавший не только в живописи, но и в предметах обихода, в декоре и архитектуре зданий и т.д.
Вскоре Югнедстилем в Германии, ар-нуво во Франции, или Модерном в России, стали называть направления в обновлённом искусстве оформления окружающей обстановки. Так уж сложились симпатии общества, что стиль Модерн, стал центром тяготения того времени, в области визуального искусства. Вычурные изгибы линий декора, обилие в орнаменте цветов – роз, ирисов, и тонкой ажурной лепки в сочетании со строгими монументальными формами средневековых замков породило новое явление.
|
|
|
|
Здание бывшей гостиницы «Амур» |
|
|
Время, когда здесь был «Букинист» |
На улице Московская (экс-Кирова, 70) почти напротив бывшего здания Минэкономики всё ещё стоит типичное здание, выдержанное в стиле модерн - гостиница «Амур». В предреволюционные годы, этом здании и размещалась упомянутая гостиница, где жили или останавливались многие видные деятели татарской культуры – Г.Тукай, Ф.Амирхан (1911), Г.Кариев, Г.Волжская и др. В советское время здесь долгое время располагался магазин «Букинист» (дир..Гаязова Флёра Гильмановна), где работала продавцом всезнающая Валентина Андреевна. Этот магазин посещали видные букинисты-любители города. Хотя некоторые искусствоведы считают, что главный фасад здания гостиницы «Амур» имеет несколько нехарактерную для «модерна» строгую симметричность линий и даже включают элементы татарского зодчества. Счетверённые оконные проёмы, объединённые поверху кирпичным пояском, напоминают окна Усмановской мечети; стилизованный аркатурный поясок под карнизом распространён в зодчестве казанских татар. Но, дело в том, что стиль «модерн» не имеет чётких границ и чёткого определения. Более того, он легко впитывал местные традиционные особенности декора.
|
|
|
|
|
Поликлиника Академии наук. Казань, ул..Муштари, 33 |
|
«Третий дом» Апаневых. Ул.Тукаевская 67/14 |
|
Здание в стиле модерн. Ул.Тукаевская, 105 |
Посмотрите, как отличаются, одновременно имея общие неуловимые черты вот эти дома, расположенные в разных частях Старой Казани.
|
|
|
|
|
Фрагмент фасада Шамовской больницы |
Не всегда здания выполнены строго в одном стиле. Но частью несут элементы декора ар-нуво. Декоративное оформление фасадов знаменитой Шамовской больницы выполнено в стиле модерн. Стиль модерн обрел вторую жизнь, к нему вновь стали обращаться люди искусства. Обратите внимание на оформление наддверных козырьков дома (Тукаевская, 105) на последней фотографии. В причудливых изгибах опор поддерживающих козырёк-зонтик, явственно проступает стиль модерн, в котором исполнен весь фасад этого дома. Единственно, неомодерн уже не имеет той исторической ауры, которую имеют сохранившиеся аутентичные образцы эпохи расцвета этого стиля.
|
|
|
|
|
|
|
Дом Колодкиной, 2009 г. |
|
Фотография из книги «Казань в памятниках истории и культуры» |
|
Фото из собрания В.М.Глухова-Ногайбека |
Улица Жуковского начала утрачивать свой исторический вид, но на углу с ул.Б.Красная стоит бывший дом дворянки Колодкиной. За несколько последних десятилетий он растерял свой былой вид, когда фасад дома явственно представлял декоративные элементы стиля модерн. Сохранились лишь декорированные профилированные наличники окон, и сандрики над ними. Кроме того, на фасаде имеется декоративная лепнина с растительными мотивами. Всё в духе стиля модерн. Но утрачен важный организующий элемент фасада по ул. Жуковского – фигурный балкон, с ковкой изгибы которой отражают дух стиля моерн. Заделана модерновая ниша балконного проема. Прежний вид здания остался лишь на фотографиях.
|
|
|
|
|
Дом №26 по ул.Горького |
На ул.Горького, зданий выполненных в этом стиле немало. Почти напротив здания музея-усадьбы Баратынского (1800-1844) есть интересное здание (Горького, 26). Хотя фриз здания более выражает стиль ампир, и сейчас на фасаде дома присутствуют декоративные модерновые виньетки, типичные для югендстиля. Этот стиль запечатлён и на фасадах соседних домов (снимал панорамно с близкого расстояния, не обессудьте за эффект рыбьего глаза).
Но давайте зайдём во двор двадцать шестого дома. Да, прошу не сосредотачиваться на заметной обветшалости здания. За местами обсыпавшейся штукатуркой, выгоревшими и изъёденными временем оконными рамами, проступает тот чудесный стиль, который радовал жильцов, когда дом только отстроился.
Сохранившиеся овалы оконных проёмов и огромное окно в виде средневекового витража, могли иметь вставки из цветного стекла. Возможно, как на приведённом рядом примере. Представьте, как это выглядело, «когда деревья были… маленькими» ©. А если представить двор дома в первозданном виде, когда он только отстроился, этих деревьев тогда и в помине не было.
Обратите внимание, что перед нами не просто здание, но целый ансамбль. Ведь двор этого дома своеобразный патио (внутренний дворик типичный для средиземноморья), заметен некогда изящный контур круглого бассейна, где летом журчал небольшой фонтан, даря домочадцам прохладу, в то время как на улице немилосердно жарило полуденное солнце…
К вечеру, местная Инезилья выходила на балкон, а благородный кабайеро из соседнего двора пел ей серенады под аккомпанемент русской семиструнки…
|
|
|
|
|
Дом А.Пора в конце ул.Гоголя |
|
Вид на фасад дома А.Пора |
|
Дом А.Пора, иной ракурс |
Ярко вырженные черты стиля модерн можно увидеть на одной из соседних улиц, например в самом конце пересекающей ул. Горького, улице Гоголя. Это трехэтажный дом Е.С.Поръ, вдовы лектора Казанскаго университета А.И.Пора, построенного в начале века. Первоначально он принадлежал самому лектору, затем по наследству отошел вдове. Раньше это было серое здание, в справочнике «Республика Татарстан: памятники истории и культуры» (1993), про фасад дома сказано, что он оштукатурен бетоном. Сейчас домик стал красочным, играя различными тонами зеленого и белым цветом. Среди квартирантов дома было три ученицы престижной Мариинской гимназии. Так в квартире своей тетки г-жи Пяткиной проживала ученица означенной гимназии Мария Стахеева. В квартире Волковой проживала гимназистка Надя Борисоглебская, а её соседкой по дому была проживающая здесь с родителями гимназистка Танечка Меркулова.
|
|
|
|
|
Дом Меркулова-Губайдуллина |
Город растёт, это понятно. В старой Казани было много действительно ветхих домов. В одном из таких домов до 1964 года жили мои родственники на ул.Островского. Той части старой Казани давно уже нет, как исчезла с из городского плана соседняя ул.Дегтярная. Но кое-что на ул.Островского единично сохранилось. Недалеко от бывшего Универмага, впоследствие преобразованного в Детский мир, а ныне пустующего, стоит красивое трехэтажное здание. Это дом А.С.Меркулова – С.С.Губайдуллина (дом №53). Это не строго югендштайл. В проекте дома присутствовали и элементы псевдобарокко. Но в целом этот дом образец постройки в стиле модерн. Хотя сохранился он далеко не идеально.
К сожалению, всё меньше и меньше остаётся в нашей Казани старой архитектуры, покидает Казань и стиль модерн, частью сносимый администрацией города, стремящейся превратить наш древний город в некую олимпийскую, точнее универсиадскую деревню, выросшую из обычной деревеньки, не имеющей ни истории, ни культурных корней. Быстрее всего исчезают шедевры деревянного зодчества, в том числе и выполненные в стиле модерн. Деревянный модерн, это вообще уникальное явление. Очень жаль, что некогда богатая историческими памятниками столица Татарстана, практически утратила этот пласт исторической архитектуры.
|
|
|
|
Выгоревший «Модерн» на ул.З.Козьмодемьянской |
|
|
Деревянный «Модерн» на ул. Ульянова |
На улице Большая Красная, почти напротив роддома, есть такое уникальное здание фасад которого скрытый густой кроной дерева, напоминает стиль модерн. Там ещё вполне неплохо сохранилась лепнина выполненная в этом стиле. Над парадным подъездом высится башенка, верхнюю часть которой заполняет огромные оконные рамы вычурного профиля. Крона дерева раскинулась столь близко к основной части лепнины, что она казалась асиметрично-модерновой. Но зимой стало понятно, что орнамент здесь абсолютно симметричен, и здание представляет стили предшествующих эпох. Однако, несмотря на свою ошибку оставлю и здесь фотогрфии этого дома В.С.Токарева. Не зависимо модерн это или стилизация под барокко или роккоко, дни этого шедевра казанского архитектурного зодчества рубежа XIX-XX вв., сочтены. Как, сочтены дни находящегося в глубине двора, дома Манасеина (№45). Дома, выходящий своим фасадом на ул К.Маркса (бывшая ул.Грузинская), который сейчас в удручающем, гибнущем состоянии.
|
|
|
|
|
|
|
Ул. Б.Красная, 52. Здание в стиле модерн «внутри и снаружи» |
|
|
Фрагмент фасада, где ещё заметна глазировка |
На улице Кирпично-заводская, в самом её конце, практически во дворе одной высотки, есть детский сад. Здание, в котором он расположен, тоже выполнено в стиле модерн. Только статус детского дошкольного учреждения не позволяет администрации города его уничтожить. Хотя состояние здание уже не идеально. Парадный балкон от обрушения удерживает несколько стальных упоров. Но рамы под этим балконом сохранились ещё со старорежимных времён, сейчас таких уж не делают. Дверной козырёк сверху держится на средневековый манер двумя цепями, снизу его держат упоры, выполненные методом ажурной модерновой узорной ковки. Дом этот изначально принадлежал архитектору К.Л.Мюфке и сделан по его собственному проекту.
На улице Щапова, фасад исторического здания в стиле модерн, хорошо отштукатурили, и ранее выделили контрастным цветом отдельные элементы. Но позже, здание, как и многие другие было перекрашено в песочный колер, как недавно выяснилось – цвет наиболее излюбленный нашим «уездным» градоначальником. А ведь в предыдущем варианте окраса элементов фасада в розовый цвет, это здание в котором сейчас размещается одно из фискальных ведомств, сияло, если не первозданной, то обновлённой красотой. Однако, в связи с тем, что фискальные органы находятся на бюджетном балансе, там нет средств на внутренний ремонт, который для здания являющегося архитектурным памятником, должен выполняться по всем канонам исторической реконструкции, соответственно недешёвой, тут одними марийскими шабашниками не обойтись. К сожалению и сотрудники этого государственно-важного ведомства, вынуждены работать в здании, внутренняя часть которого заметно обветшала. И, видимо, также вынуждены смиряться с цветовыми предпочтениями нашего «учёного» градоначальника.
|
|
|
|
|
Здание в стиле модерн на ул.Щапова. |
|
Дом с элементами стиля модерн на ул.Волкова.. |
Прежняя улица Поперечно-Казанская, в советское время носившее имя Красина (ныне ул.Япеева), тоже может похвастать большим трехэтажным историческим зданием с элементами стиля модерн. Это дом А.С.Алексеева (д.№14) построенный в 1911 г. К недостаткам этого здания, как и здания типографии Миллят в Старотарской слободе, следует отнести сам строительный материал. Дом Алексеева построен из дореволюционного силикатного кирпича, который менее стоек и долговечен по сравнению с кирпичом из обожженной глины.
|
|
|
|
|
|
|
Бывший дом Алексеева (ул.Япеева). |
Сейчас в бывшем доме Алексеева располагается медицинское учреждение. Нашёл по этому дому рад квартирантов дореволюционного периода. С подробностями можно ознакомиться в отдельной статье по этому архитектурно-историческому памятнику нашего города.
|
|
|
|
|
Дом с элементами стиля модерн на ул.Волкова. |
На соседней улице им.З.Космодемьянской расположен помянутый выше объект деревянного зодчества в стиле модерн, пока ещё не единственный в Казани. Однако число таких объектов стремительно несётся к нулю. На ул.Волкова ещё сохранился дом А.Л.Богородского (№42,) примерно 1910-1915гг постройки, с элементами стиля модерн на фронтоне. Но и эта часть Казани уже успешно «осваивается». К первому кварталу 2012 г. окончательно уничтожен дом С.Д.Соловьева (№52) на ул. Ульянова. Теперь на месте его возводят бутафорию из кирпича и бетона. О чём прентециозно уведомляет табличка на строительном заборе, что де таким образом производится «реконструкция» исторического деревянного дома в стиле модерн. Такой подход не нов для Казани. Широко известные примеры, это бутафорски «реконструированные» номера Болгар (Московская/Татарстан) и дом Аксенова (К.Маркса/Муштари).
|
Дом С.Д.Соловьева (1898) ул.Ульянова. Уничтожен в 2012 г. |
Вот так и покидает наш древний город, его история. Наступает новая эра поднявшихся на наворованных колхозных урожаях, перебравшихся в город нуворишей и парвеню…
|