|
Дом Баязитовых, фото ок. 1932 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Иске таш и Большая каменная мечети |
Ново-татарская слобода не сохранила своего дореволюционного облика. Здесь сохранилось лишь три исторические мечети и несколько зданий дореволюционной постройки. Две из этих мечетей располагались на Большой Симбирской улице, одной из главных улиц этой слободы. В советский период до 1960-х годов она называлась Ямашевской улицей, потом улицей Меховщиков. В то время располагавшееся на этой улице производственное меховое объединение было известно по всей стране своей продукцией. И решение горисполкома о переименовании улицы в честь меховщиков было достаточно обосновано. Справочник улиц Казани «Где эта улица, где этот дом» утверждает, что Решение о переименовании имело место 11 февраля 1972 года. Действительно, решение о поощрении коллектива меховщиков было. В январе того года Совмин СССР по предложению Тат.обкома КПСС присвоил производственному меховому объединению имя Хусаина Ямашева. Но лично я, будучи школьником, немного пораньше ездил в эти края на занятия в художественную школу №5, и название улицы Меховщиков вроде памятно мне уже по тому времени. Наша пятая художественная школа располагалась тогда прямо в здании мечети Иске таш. А корпус бывшей Большой Каменной мечети составлял единое целое с производственным комплексом мехового объединения.
|
|
|
|
|
Дом торгово-промышленного товарищества «Мазутъ» |
Кроме зданий мечетей Иске таш и Большой Каменной, на улице Меховщиков сохранился только дом Торг.-Промышл. Т-ва «Мазутъ». Дом Баязитовых, как и большинство других построек Ново-татарской слободы был утрачен, когда на рубеже 1950-60-х велось массовое строительство жилья. Казанцев переселяли из старых деревянных домов дореволюционной постройки в новые многоэтажные дома. Хрущевки по тем временам считались достаточно комфортабельными, имевшими все удобства, включая горячую воду от газовой колонки, хотя по качеству не дотягивали до сталинок. Но хрущёвки строили массово, а помпезные сталинки строить такими темпами возможностей у государства не имелось. Ближайшие от этого места новостройки, велись тогда в районе улиц К.Тинчурина и Татарстан.
Относительная дешевизна и доступность земли, обусловленная отдаленностью новой татарской слободы от административного центра, привлекали на территорию слободы многочисленных переселенцев из татарских деревень. По мнению казанских историков Р.Р.Салихова и Р.Р.Хайрутдинова, этот район с самого своего возникновения имел достаточно высокие темпы демографического и экономического роста. Исторические границы Новотатарской слободы проходили по красным линиям современных улиц К.Якуба, Татарстан, Меховщиков, Кзыл Татарстан.
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент плана дореволюционной Казани, отображающий местность Ново-татарской слободы |
|
|
Дореволюционная фотография мечети Иске таш |
|
|
Дореволюционная фотография Большой каменной мечети |
На данном этапе исследований пока сложно сказать, когда здесь появились Баязитовы. В оценке Городской Управы 1912 года, деревянный дом казанского мещанина Хасана Исхаковича Баязитова числился уже за его наследниками. На тот момент официальная оценка его недвижимости была скромной, 810 руб. Дом располагался на усадебной земле площадью 200 квадратных сажен в 290 городском квартале. С нумерацией дома имеются сложности, т.к. нумерация не была постоянной и сдвигалась в зависимости от застройки улицы. На 1912 год, номер дома был 38 или 36. Приведенный здесь фрагмент плана Казани, показывает местность Ново-татарской слободы 19 столетия, когда ещё не было Бухарской мечети. Главное, здесь видно положение 290 квартала, который располагался по Б.Симбирской улице как раз между двумя мечетями. С другой стороны, это уже был край города. Счёт домовой нумерации по Больше-симбирской улице шёл от 279 квартала к 292.
|
|
|
|
|
Суфия Габдрахмановна, декабрь 1940 г. |
Все наследники Хасана Баязитова, владевшие тогда домом, нам пока неизвестны. Сохранилась лишь частичная информация в семейном архиве Рахманкуловых. Дело в том, что женой папиного друга, художника Мурата Шариповича Рахманкулова (1907-2003) была Суфия Абдрахмановна (1921-2007) в девичестве Баязитова. Она как раз была из числа потомков наследников Х.И.Баязитова. И то, что она унаследовала по своей фамильной линии, хранилось в домашнем архиве Рахманкуловых. Благодаря материалам этого частного собрания известно, что в начале ХХ века в этом доме жила семья Юсупа Баязитова. Из детей Юсупа Баязитова известны Габдрахман и Сайда. Баязитов Габдрахман Юсупович и был отцом Суфии, вышедшей в 1940-х гг. замуж за художника М.Ш.Рахманкулова. Мамой Суфии была Фатыха Шарафутдиновна, в девичестве Мавликеева. Семейство Мавликеевых тоже достойно описания, и скорее всего информация о них появится в этом разделе сайта.
|
|
|
|
|
Г.Ю.Баязитов, служащий порохового завода, около 1915 года |
|
Расчетная книжка Г.Ю.Баязитова, июнь 1915 года. |
|
Фото Г.Ю.Баязитова в советский период |
До революции (Г)Абдрахман Юсупович Баязитов служил вольнонаёмным на Казанском казенном пороховом заводе, чему свидетельством сохранившаяся расчётная книжка на 1915 год. Конечно, в советский довоенный период благосостояние большинства деятельных людей было значительно ниже, по сравнению с дореволюционным периодом. Об этом говорят фотографии множества семейных архивов, моего в т.ч. Не избежало такой участи и семейство Габдрахмана и Фатыхи Баязитовых. На советской фотографии довоенного периода видно, насколько проще стал выглядеть Г.Ю.Баязитов по сравнению с дореволюциооной фотографией. Хотя в 1915 году его заработок был далеко не самым высоким, всего-то 18 руб. в месяц.
|
|
|
|
Фатыха с сыном Локманом |
|
|
Фатыха Баязитова в советский период |
То же можно сказать и о подобном сравнении фотографий Фатихи Шарафутдиновны. До революции татарские женщины одевались более нарядно. Уже к концу 1920-х гг нацинальные женсктие украшения стали убирать в сундуки. Появился новый формат свободной советской женщины – азат хатын. Но в 1930-х годах все люди выглядели слишком уж просто.
|
|
|
|
|
|
|
Брат Суфии, Рашит год фотографии неизв. |
|
|
Брат Суфии, Локман год фотографии неизв. |
|
|
Брат Суфии, Ахмет год фотографии неизв. |
К сожалению, сейчас подробности быта дома Баязитовых можно узнать лишь из пересказа потомков Баязитовых, которые сами в том доме уже не бывали, т.к. дом исчез когда они были маленькими детьми. Примечательной особенностью дома Баязитовых можно считать крыльцо украшенное точёными из из дерева балясинами. Украшательства характерны для татарских деревянных домов. И украшенные такими балясинами веранды не были редкостью в домах казанских татар. Подобные балясины видны и на фотографии веранды дома Маҗитовых, марьяжно связанных с Мавликеевыми. Дом Маҗитовых находился недалеко от Голубой мечети (Зангар), на ближайшей небольшой улице, носящей ныне имя Нур Баян.
|
Суфия Баязитова с одноклассниками. Начальная школа №14, ок. 1935 год. |
Детство Суфии Баязитовой вместе с её братьями Лукманом, Рашитом и Ахметом, прошло Ново-татарской слободе, в семейном доме на тогдашней ул.Ямашева. Училась она в расположенной неподалеку от дома начальной школе №14. Но из того школьного периода, сохранилась лишь фотография её класса примерно 1935 г. Сохранились и фотографии её братьев разных лет, но не этого времени.
|
Мурат и Суфия у дома Баязитовых, ок. 1944 г. |
После того, как Суфия Баязитова вышла замуж за М.Ш.Рахманкулова, они переехали в отдельную квартиру на Поперечной Насыри. К счастью, сохранилась их совместная фотография фотография во дворе дома Баязитовых, примерно 1944 года, т.е. вскорости после женитьбы. К этому времени часть балясин перил крыльца было уже утрачено. Но на скане большого разрешения, на этой фотографии можно различить кирпичные основания фундамента сруба. В целом же, в тот период дом сохраняет ещё добротный вид.
Рустем Ахунов, август 2012г.
UPD:
|