Казань хотят сделать образцовым городом – очень полезное начинание. При этом остается проблема, что каждый очередной пришедший начальник имеет свое виденье таких перемен и свои предпочтения в преобразованиях, порой идущие вразрез с идеей сохранения исторической составляющей города, от которой, такими всеобщими благими стараниями почти ничего не осталось. Иногда на мнение подобных руководителей оказывают и веяния времени. То такой руководитель первым ратует за установку на бывшей пл.Куйбышева памятника М.Вахитову, то становится яростным сторонником перенесения этого памятника в другую часть города. Это вроде хорошо, что руководители вносят коррективы в свои дела, но на облике города это оставляет неизгладимые рубцы. Ведь под установку упомянутого памятника был снесен квартал исторической городской застройки, на его место досыпали грунт, тем самым расширили холм, на вершину которого и устанавливался памятник борцу за справедливость.
Прежние исторические времена улицы этой округи стекались к Рыбнорядской площади. До первой половины 18 века значительная часть городской торговли была сосредоточена в районе Толчка. Толчок располагался близ административной части города возле известного «Бегемота», основные лавки Толчка это здание бывш. к-тра Спутник, ныне почти полностью уже снесенное. Однако, ещё в 1730-е годы снесли мясные и рыбные ряды Толкучки и перенесли основную продуктовую торговлю на две соседствующие городские площади Рыбную (в 1254 кв.сажен) и Мясную (в 1898 кв.саж.). Местоположение базара на пересечение нескольких улиц – Большой и Малой Проломных (Баумана, Профсоюзная), набережных Булака, Новогоршечной (Бутлерова), Георгиевской (Петербургская), Вознесенской (Островского) и Собачьего переулка (Некрасова), делало удобным подвоз товара, здесь и стали расти торговые ряды. В 19 веке базар застроили каменными, преимущественно двух- и трёхэтажными зданиями, нижние этажи которых заняли торговые лавки.
В то время не вся нынешняя улица Пушкина носила имя известного поэта. Начиная от выхода нынешней ул.Галактионова вплоть до Булака и набережной Кабана, эта часть улицы именовалось Рыбнорядской. Т.е. здесь были и Рыбнорядская площадь и Рыбнорядская улица. В первоначальный советский период название площади и улицы стали Кооперативными, позже аналгогично были преобразованы в площадь и улицу Куйбышева. С обрушением в умах наших руководителей идей построения социально-справедливого общества, имя пламенного революцiонэра было решено предать забвению, и продолжить название улицы Пушкина до нынешнего варианта. Таким образом и памятник Мулла Нур Вахитову попал под замес. А площадь Куйбышева была переименована в площадь Тукая. Вероятно, наличие вблизи памятника выдающемуся татарскому поэту Г.Тукаю и побудило власти к невероятному для Казани сочетанию, когда памятник известному деятелю находится вблизи площади его имени. Обычно практиковалось обратное – площадь Вахитова в одном месте, памятник ему в совершенно другом, и т.п.
Городские квартала окружавшие Рыбнорядскую площадь носили специфический характер. Здесь располагались доходные дома, торговые ряды, но и жили известные люди. Ведь именно близ Рыбнорядской улицы расположен дом Перцова, в котором останавливался А.С.Пушкин во время своей исследовательской поездки в Казанскую и Оренбургскую губернии, с целью сбора материалов для книги «История Пугачева». Да, на всякий случай к сведению городских чиновников: Пушкин сюда не чаи распивать приезжал, а строго по делу. Так вот, район, прилегающий к этой площади, связан не только с творческим приездом в Казань А.С.Пушкина. Непосредственно на Рыбнорядской улице в 64 городском квартале в конце 19 столетия был построен трехэтажный дом купца С.Д.Лисицина. Во дворе дома имелся флигель (не сохранился), где родился наш известный земляк Ф.И.Шаляпин. Семейство Шаляпиных часто меняло место жительства в Казани, и после рождения сына Федора, это происходило неоднократно. Однако, после очередных переездов на некоторое время семейство вновь поселилось в этом доме. Здесь юный Федя Шаляпин научился грамоте; здесь он впервые услышал, как звучит настоящая музыка. Ведь одна из дочерей домовладельца играла на фортепьяно. Это отразилось в воспоминаниях великого Ф.И.Шаляпина: «…эта музыка казалась мне небесной». Дом Лисицина-Емелина ещё сохранился, но под угрозой исчезновения.
В минкультовском справочнике 1993 года, дом Лисицина-Емелина приводится с адресом ул.Куйбышева, 14, ведь тогда когда ещё существовала ул.Куйбышева. После того, как ул.Куйбышева была упразднена, а ул Пушкина растянута, изменилась и домовая нумерация. Теперь этот дом имеет адрес Пушкина, 10. Такое изменение домовой нумерации по ул.Пушкина вносит путаницу в стройные мысли нынешних «реставраторов» (комп. ASG).
Дом Лисицина-Емелина, сейчас соседствует со зданием Пенсионного фонда, который возведен на месте другого дома Емелина и углового дома купеческой вдовы Елкиной. Такой же подобный угловой дом стоял и по другую сторону ул.Некрасова («Собачку») и в котором располагался бывш.кинотеатр «Вузовец». Сейчас на месте Вузовца и всей этой части квартала досыпан холм, на вершине которого, как упомянул выше, стоит памятник Мулла-Нур Вахитову.
Минкультовский справочник 1993 года дает следующее описание дома С.Д.Лисицина – В.Д.Емелина (значится под каталоговым номером 703): композиция фасада симметричная, что подчеркивается проездной аркой, расположенной ближе к левому краю фасада. Окна второго этажа обрамлены наличниками в верхней части, в окнах третьего этажа обналичены боковые стороны. Между этажами по фризу – тяги. Важнейшим элементом декора фасада являются сложные пилястры.
|
Дом во флигеле которого, родился Ф.И.Шаляпин |
В начале ХХ века этим домом владел казанский мещанин Василий Тимофеевич Емелин. Здешнее его домовладение включало три каменных дома располагавшихся на усадебной земле площадью 376,2 кв.сажен. Это домовладение В.Т.Емелина оценивалось Казанской Городской Управой в 31 180 руб. По всей видимости, в одном из двух домов Емелина, не имевших отношения к прежнему домовладению Лисицина, предпринимателем Абдрахманом Мухамедовичем Латыфовым в начале ХХ века была организована торговля яйцами. Всёже Рыбнорядская улица в первую очередь была торговой.
|
Трамвайная фотография |
Можно провести небольшой разбор прежних домовладений 64 квартала по Рыбнорядской улице, для большей полноты картины. Недавно на форуме скайскраперсити продемонстрировали стороннюю фотографию, на заднем плане которой виден интересующий участок 64 квартала по Рыбнорядской (ул.Куйбышева) почти целиком. Интересующий фрагмент фотографии выложен здесь, а дореволюционный городской план, пусть и компиляционного характера, можно скачать на этом сайте. Тепершний интерактивный вид этой части 64 квартала можно разглядеть на яндекс-карте.
|
Интересующий фрагмент фотографии |
Вырезанный интересующий фрагмент «трамвайной» фотографии разбил на литерные участки, каждый из который соответствует какому-то зданию 64 квартала по ул.Куйбышева:
Для наиболее точной идентификации, пользуюсь архивными выписками по документам гор.управы на 1912г. (и позже). Поскольку именно материалы этого периода (а не более ранние) отражают архитектурную составляющую улиц наиболее соответствующую известной уже нам исторической Казани, сохранявшейся до недавнего времени. Во всяком случае, тех лет, когда историческая Казань ещё не была уничтожена так основательно, как за последние несколько лет. Эти данные сверял с минкультовским справочником 1993 года.
|
Улица Щапова разделяющая дом бывш. Об-ва вспом.приказчиков и дом Степанцова – Муллина |
Итак, нам известно, что 64-й квартал по Рыбнорядской ул., соответствует участку ул.Куйбышева между ул.Щапова и Некрасова. Если спускаться вниз, от Щапова к «кольцу» первый (угловой) дом 64 квартала, это дом Я.Я.Степанцова –Б.Ф.Муллина. Выше его, за перекрестком с ул.Щапова стоит здание Торгово-Промышленной Палаты (ранее клуб Госторговли, еще ранее дом Общества вспоможенiя прикащиковъ).
Описания домовладений в минкультовском справлчнике скудны, и порой поданы так, что вносят путаницу. Такие неясности имеются в описании дома Муллина. Минкультовский справочник описывает его, как угловой трехэтажный дом выходящий фасадами на ул.Куйбышева и Щапова. Декор фасадов разнородный, т.к. единое здание образует соединение и надстройка двух двухэтажных домов. Архитектурная стилистика этого домовладения являет эклектику классического направления. Но из такого описания неясно, тоже ли муллинский домъ, с антресольными надстройками в ордерах, соседствующий с трехэтажной частью дома Муллина по Рыбнорядской ул. (ул.Куйбышева)?
|
Дома Муллина и Меркулова |
По минкультовскому справочнику адрес дома Муллина - №20/2 (Куйбышева Щапова). Смотрим в справочнике следующий 18-й дом. Это дом Меркулова, по документам Управы, здесь у него имелось три каменных дома, но как они расположены, не указано (быть может во дворе?). Однако, указание на антресольный этаж, как бы намекает, что упомянутое выше здание, примыкающее к муллинскому с «антресольными» ордерами, и есть домъ Меркулова (т.е. виден один из его домов, см. на фрагменте с разбиением участок с литерой F).
В минкультовском справочнике 16-й дом по ул.Куйбышева не описан. По документам управы за меркуловским домом значится каменный дом жены указного муллы, Багаутдиновой Биби-Магивар Ахметовны (участок литера E).
Далее идет дом Емелина (Лисицина-Емелина, участок с литерой D), который в лимонке обозначен 3-х этажным. В данном случае имеется соответствие реалиям и сохраняется последовательность домов на фотографии с идентификацией по домовладельцам.
За ним, по докам Управы шел угловой дом Елкиной (в справочнике не описан). Это угол Рыбнорядской и Собачьего переулка (т.н. «Собачка», ныне ул.Некрасова).
Рустем Ахунов, 05 февраля 2013г.
UPD:
Уважаемых посетителей сайта прошу оказать содействие материалами из ваших семейных архивов. Будут интересны любительские фотографии Казани 1990-х годов и более ранние.
Совершенно необязательно высылать сами фотографии или интересные документы. Достаточно отправить на е-мейл (см. в навигационной линейке вверху и внизу Контакт) скан или хотя бы фотокопию сделанную цифровой съёмкой. Сканы можно делать и в формате обычных jpg но желательно без сжатия. Разрешение сканирования от 400 dpi. При использовании ваших материалов на сайте или в печатной публикации, обязательно будет иметь место ссылка на каждого дарителя. На самой фотографии выложенной на этом сайте будет поставлен копирайтный значок, уведомляющий от кого получен фотодокумент.
|