Долгая эпоха Токугава (1603-1867) во многих отношениях является самым значительным и интересным периодом японской истории. Иногда её, по мнению К.Кирквуда расплывчато и неверно называют «периодом Эдо», из-за того что столица сёгуната находилась в Эдо (ныне Токио),
|
|
Ямамото Байицу. «Бамбуковая роща» эпоха Эдо (19 век). Кагэмоно. Бумага, сатин, тушь. ГХМН. Важная художественная ценность. |
|
но в сущности, она распадается на два этапа. Первый, приходящийся на XVII век, можно назвать «эпохой Киото», ибо в это время, примерно с 1600 по 1700 г., японская культура достигла наивысшего расцвета в Киото, Осака и близлежащих районах. Второй этап, охватывающий в основном XVIII и начало XIX в, с большим правом может называться «периодом Эдо», ибо он включает в себя «эпоху Генроку» с её особой культурой, характерной только для Эдо.
Ямамото Байацу – художник конца эпохи Эдо, уроженец города Нагоя. Несмотря, на то, что по временным рамкам его работы дóлжно относить к периоду Эдо, истоки его творчества уходят корнями в эпоху Киото, одновременно подвергаясь влиянию самых свежих для страны художественных идей. Ямамото Байацу обучался в Киото, много путешествовал, но на закате жизни вернулся на родину и стал придворным художником местного князя. Излюбленными картинами в его творчестве были «цветы и птицы» и «горы и воды», - жанра, начало расцвета которого пришлось на 16-е столетие.
На примере данной работы можно видеть, что живописный стиль художника складывался под давно оказавшим влияние на японскую культуру китайской живописью тушью суйбокуга – процветавшую в Китае эпохи Сун и Юань.
Хотя это одна из весьма распространённых композиций в японской живописи, Байацу сумел придать ей новое звучание благодаря тщательности прорисовки изображения и достижению эффекта объёмности и глубины путём светотеневых моделировок туши, в которых проявилось влияние на его творчеств западно-европейской живописи. С наступлением последнего периода эпохи Эдо (середина 19 века) подобные примеры влияния на японскую живопись законов линейной перспективы и светотени западно-европейской живописи можно наблюдать довольно часто..
Ещё позднее, на рубеже 19-20 столетий, это влияние принципов западно-европейской перспективы в живописи нашло своё отражение даже в японских художественных почтовых открытках расписываемых тушью вручную.
|