Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Rambler's Top100
  Rustik68
©1998

 

МОРИЦ ФОН ШВИНДТ
MORITZ VON SCHWIND
 

Если честно, то плохо знаком с творчеством этого немецкого живописца и графика романтического
Мориц фон Швиндт. Кот в сапогах  
направления. Он был из числа тех, кто в 19 веке брался в Германии за иллюстрирование народных сказок, стихов и песенок для детей. Такие художники как Мориц фон Швиндт (1804-1871) определяли в это время общее лицо и уровень немецкой романтической графики и иллюстрации. Иллюстрированные книги для детей созданные им, Людвигом Рихтером, Теодором Хоземаном, резко выделялись среди обильно заполнявшей рынок массовой продукции, недорогой и как следствие – низкосортной. Графика Швиндта в работах для журнала «Мюнхенский лубок» представляла последовательно весь сюжет на одном листе, - посмотрите, например, на его лубок «Кот в Сапогах» (№48, Мюнхен 1850). Подобные лубки были самыми яркими страницами немецкой книжной иллюстрации девятнадцатого века. Но совершенно другая работа привлекла моё внимание к его творчеству. Приобрёл в 1983 году альбом Государственные музеи Берлина. ГДР. Листая оный натолкнулся на «Розу» Швиндта. Картина сия, – Роза (Странствующие художники), - меня дюже потрясла, ну… до чрезвычайности, как, впрочем, и содержательная аннотация к ней. Привожу полностью текст аннотации из того альбома к этой Die Rose (Die Kunstlerwanderung), в т.ч. и расшифровки идейного замысла к этому своему творению, написанной художником в 1847 году:

Мориц Швинд — крупнейший мастер позднего немецкого романтизма — родился в Вене, жил и работал в Карлсруэ, Франкфурте-на-Майне и в Мюнхене.
  Мориц фон Швиндт. Роза (100kb)
  Холст, масло.
216х134см
Во франкфуртский период им была создана картина, о содержании которой сам художник очень подробно сообщал своему другу — живописцу Бонавентуре Генелли в письме от 10 августа 1846 года: «Я хотел бы все же сделать что-либо, что воссоздает красоту, а не биться вечно над вопросами костюма». Швинд имел в виду не заказное полотно исторического содержания, которое он воспринимал в значительной мере как принудительную работу, а картину, над которой он хотел бы работать по внутреннему побуждению. В том же письме к Генелли он раскрывает содержание картины: «Пять музыкантов поднимаются в замок, чтобы играть на свадьбе. Невеста со своими подругами появляется наверху, внизу в воротах стоит стража, жених со своей свитой выходит на опушку леса. Герой моей картины замыкает шествие музыкантов; это человек богатой фантазии, одержимый высокими идеями, но он не добивается в мире ничего, кроме права выдувать свою нехитрую мелодию для увеселения компаний вульгарного суетного сброда, а иногда служить посмешищем благородных господ, одним словом, загубленный гений. Быть может, это найдут созвучным времени». «Роза» или «Странствующие художники» продолжает эту тему. Как зачарованный смотрит замыкающий шествие музыкант на прекрасный цветок, брошенный к его ногам юной красавицей, он наклоняется, но не решается поднять его. И старинный замок, и далекий пейзаж на заднем плане вторят лирическому настроению героя. Швинда часто называют «поэтическим живописцем». Его романтические творения несут в себе нечто от сладостного очарования и грубоватой простоты старинных сказок и легенд.

 

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Государственные музеи Берлина. ГДР. [серия Музеи мира] М., "Изобразительное искусство" 1983.

История книжного искусства. М., Книга, 1988.

Фивер У. Когда мы были детьми /два века книжной иллюстрации для детей/. М., Советский художник, 1979.

 

  Rustik68
©1998

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page

Hosted by uCoz