Декоративные настенные росписи – одно из самых ярких явлений художественной культуры Японии второй половины 16 – начала 18 века. В истории японской декоративной живописи различают три главных этапа. Первый этап – период Момояма ( «Персикового холма»), когда политическая власть находилась в руках Тоётоми Хидэёси, длился недолго с 1573 по 1615 гг.
|
|
|
портрет Тоётоми Хидэёси. 1598 |
Тогда настенные росписи стали официальным искусством, связанным с государственными церемониями и общественными ритуалами. Период Момояма был временем перехода от классического средневековья к средневековью позднему, хронологически совпадавшему с Новым временем европейской истории. Второй этап - первая половина 17 века, время связанное с творчеством Товарая Сотацу. Третий этап – конец 17 и начало 18 века, так называемый период Гэнроку, когда определяющую роль в развитии декоративной живописи принадлежала Огата Корину.
|
|
Кано Эйтоку. Игра на кото. из цикла «Кинкисёгадзун» |
|
Центральной фигурой первого этапа является Кано Эйтоку. В каждый период вокруг основных мастеров было немало других, порой не менее талантливых и ярких. Но изменения в стиле и творческом методе определялись именно этими тремя выдающимися живописцами.
В целом период Момояма – время междуцарствия, ознаменован войнами и разрухой. По мере того как слабела власть дома Асикага, росла мощь феодальных князей. Сосед воевал с соседом; войны не прекращались, страна была опустошена, никто не чувствовал себя в безопасности. Некогда величественный город Киото лежал наполовину в развалинах. Улицы поросли травой. В окрестностях дворца простолюдины готовили чай, а для придворных дам наступили безрадостные, тусклые дни. Сам император с трудом сводил концы с концами, торгуя своими автографами. Вначале место семейства Асикага занял Ода Нобунага, но вскоре его сменил «японский Наполеон» - мужественный воин Тоётоми Хидэёси. После вторжения Хидэёси в 1592 и 1598 годах в Корею контакты с континентом оживились и суровая простота вкусов Асикага сменилась модой на китайский стиль эпохи Мин, красочный, декоративный, яркий, преисполненный внушительного величия. Хидэёси не знал ни дзэн, ни утончённых классических форм. Он был крестьянином и парвеню ( фр. - выскочка, человек незнатного происхождения, пробившийся в аристократическое общество и подражающий аристократии), любил всё пышное, цветистое и величественное. Его так привлекали помпезность и роскошь, что однажды, давая банкет на открытом воздухе, он приказал установить на многие мили вдоль всей дороги красочные ширмы. Это был период кичливости и претенциозной экзотики, богатых украшений и показного величия, впрочем, не лишённый всеобъемлющей и впечатляющей красоты. В некоторых отношениях период Момояма и по времени, и по духу полностью соответствовал эпохе барокко, которая началась во всей Европе в XVI веке. Период Момояма – буквально по-японски «Персиковый холм», получил своё название от местоположения расписанного Кано Эйтоку одного из изящнейших дворцов Т.Хидэёси близ Киото.
Кано Эйтоку крупнейший мастер знаменитой школы японской живописи Кано, основателями которой были известные японские художники конца XV- начала XVI века Кано Масанобу (1434-1530) и Кано Мотонобу (1476-1559).
|
|
|
Кано Мицунобу. Цветы и деревья. Роспись стен и потолка. Деталь. Начало 17 века. |
В отличие от большинства живописцев того времени, основатели этой школы не были монахами и происходили из самурайского сословия. После Сюбона и его последователя Сётэна, они стали возглавлять «Академию живописи» Асикага, а их искусство в целом носило светский характер. Но необходимо уточнить, что бытующее в японском искусствознании понятие «школа Кано» может быть принято с большой долей условности. Это скорее своеобразная династия потомственных мастеров, не всегда имевших кровные родственные связи, служивших сначала при дворе сёгунов Асикага, затем военных диктаторов Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, наконец у сёгунов Токугава. Для этой школы японской живописи характерно стремление к тщательной выписанности всех деталей, максимально точному воспроизведению натуры, хотя изображалась она чисто декоративно. У Кано Эйтоку, помимо эстетических признаков декоративных росписей в отличие от фудзоку-га («картин нравов и обычаев») и сан суй («пейзажа») важнейшую роль играли признаки функциональные – своеобразие назначения этого жанра в оформлении
|
|
Кагану-ин. Интерьер с росписями Кано Мицунобу. 1600 г. |
|
резиденций правящей верхушки. Главная особенность существования искусства в период Момояма в отличие от предшествующих столетий – это тесная связь с общественной жизнью и государственной властью. Монохромная живопись периода Муромати создавалась главным образом в монастырях. Искусство Кано Эйтоку, будучи поставленным на службу новой власти – власти военных диктаторов и объединителей страны, было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы мощи, силы и богатства. Принципиально новые задачи живописи стали очевидны с началом строительства укреплённых замков, служивших резиденциями правителей страны и наиболее могущественных феодальных князей – даймё. Кано Эйтоку был первым художником, который стал исполнять грандиозные заказы Ода Нобунага, а затем Тоётоми Хэдиёси на циклы росписей в их замках и дворцах. Его преемники и ученики продолжали после его смерти работать на сёгунов Токугава. Именно в этом аспекте на долю Эйтоку выпала историческая миссия создания настенных росписей Японии XVI века, и в которой была определённая закономерность. Уже в ранних работах художника, созданных до встречи с Ода Нобунага, можно заметить появление черт, позволивших впоследствии именно ему занять ведущее место в живописи Момояма и формировании стиля, характеризующую эту эпоху.
Сведения о жизни Эйтоку весьма скудные. Он родился в 1543 году и был сыном Кано Сёэй, представителя третьего поколения потомственных живописцев. Весьма важным для последующего развития таланта Эйтоку было то, что его первым наставником стал его дед Мотонобу, который умер, когда Эйтоку было уже шестнадцать лет. Именно Эйтоку, а не его отца, считал Мотонобу своим продолжателем и будущим главой школы Кано.
|
|
|
Кано Эйтоку (?). Орёл на сосне Роспись ширмы. Деталь. Конец 16 века. |
Из документально подтвержденных свидетельств о творчестве Эйтоку самым ранним является упоминание о его совместной работе с отцом Кано Сёэй над циклом росписей в только что построенном субхраме Дзюко-ин монастыря Дайтокудзи в Киото. Дзюко-ин был закончен в 1566 году как фамильный храм Миёси Нагаёси, представителя одной из влиятельных самурайских фамилий того времени. На основе новейших исследований можно утверждать, что из тридцати двух фусума, которые ранее приписывались кисти Эйтоку, им были исполнены лишь две серии росписей: «Пейзаж с цветами и птицами» и «Четыре благородных развлечения». Однако талант и возможности молодого художника (ему было всего лишь двадцать три года, когда он приступил к этой работе, законченной в течение трех последующих лет) уже тогда были столь обнадеживающими, что он, а не отец, расписывал самые обширные комнаты, в том числе центральную. Известно, что почти одновременно с этой работой Эйтоку выполнял еще один заказ на росписи фусума в приемных залах дворца семьи Коноэ, близкой императорскому двору. В двух документальных источниках упоминается, что в 1574 году Ода Нобунага подарил своему вассалу Уэсуги Кэнсину две пары ширм, расписанных Кано Эйтоку. Наконец, известно, что в 1576 году, когда был закончен невиданный по конструкции и масштабам замок на берегу озера Бива с колоссальной семиэтажной башней, все внутренние помещения было поручено украсить росписями Кано Эйтоку. Это был самый важный и ответственный момент в жизни художника, и работа над росписями в замке Адзути была временем формирования нового стиля декоративной росписи.
|