Найти: на rustik68.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Rambler's Top100
  Rustik68
©1998

©Rustik68: запрещено воспроизводить в любой форме, кроме ссылки на страницу.

 

ВНИМАНИЕ! В связи с тем, что яндекс передаёт «народный» хостинг сайтов сторонней компании (uCoz), пополнение сайта приостанавливается. Часть контента по возможности удаляется, до выяснения условий нового хостера известного обилием рекламных блоков характера 18+. Будет ли оставлена возможность залива контента по фтр (сейчас это не действует) и т.п. Сайт имеет резервную копию, и всегда может быть восстановлен. О будущих планах развития сайта можете узнавать в моём жж и в жж-сообществе kraeved16.

Раздел Историческое наследие Казани

 

Казанский дом Печати
Бывший оплот Таткнигоиздата и бывший архитектурный памятник Казани
 
Старая Казань. Таткнигоиздат, или Дом Печати. 1935 г. (1000x681, 87Кб)     Дом Печати. Казань, 2009 (598х531, 88Kb)
Дом Печати на ул.Баумана
1935 год, фото И.С.Папкова
    Дом Печати на ул.Баумана
2009 год, фото автора
 
 

Перед вами пара фотографий здания ТатКнигоИздата, больше известного как Дом «Печати». Это фотографии 1935 и 2009 годов. На первой, более старой фотографии, виден даже портретик «властителя дум» той эпохи – Иосифа Флавия Джугашвили. Но если знатный генералиссимус олицетворял политическую волю СССР, то известный всем казанцам Дом Печати с 30-х годов определял книжное лицо города. Это здание было построено в 1933-35 годах, по особому проекту архитектора С.С.Пэна, причём, с учётом профиля размещаемого в нём предприятия. На старой фотографии 1935 года как раз и запечатлен украшенный кумачёвыми стягами, только что отстроенный Дом печати.

Благодаря знакомству с сыном М.С.Глухова-Ногайбека, Вениамином, и его доброй воле, могу здесь выложить и виды места подготовки строительства Дома «Печати». Того момента, когда расчищалась старая застройка этого места. История появления этих фотографий у Вениамина Глухова (Ногайбека) весьма показательна. Она отражает устоявшееся отношение общества к историческому наследию. Отец Вениамина, известный казанский историк, кандидат исторических наук Максим Степанович Глухов-Ногайбек (1937-2003) почти три десятилетия, с 1966 по 1994 гг., работал редактором в Татарском книжном издательстве. И вот, где-то в середине 1980-х, практически в мусор (для переработки в макулатуру) вынесли архивные материалы издательства, которые посчитали «лишними». Макcим Степанович сразу обратил внимание на фактически приготовленные для уничтожения, фотографии. Только благодаря ему они сохранились. Хотя, возможно, остались такие фотографии и у наследников того, кто запечатлевал на фото виды этих мест в самом начале 1930-х годов.

Место где возводился Дом печати. Старая Казань, 1930-е (500х359, 38Kb)   Место где возводился Дом печати. Старая Казань, 1930-е (500х351, 32Kb)   Место где возводился Дом печати. Старая Казань, 1930-е (500х353, 34Kb)
Место, где на ул.Профсоюзная пока
располагается экс п/к им. К.Якуба.
  Сейчас здесь перекрёсток
улиц Профсоюзной и К.Наҗми.
 

Эти фотографии показывают какой была застройка этого места до возведения Дома Печати. Здесь ясно видны контуры домовых фундаментов. На третьей фотографии представлен вид со стороны нынешней ул.Профсоюзная в сторону ул.Баумана. Поскольку Дом «Печати» ещё не возведён, на фрагменте этого участка фотографии вполне отчётливо просматривается здание Качаловского театра на ул.Баумана. Когда место под застройку было расчищено, в течение 2-х лет шло строительство здания. Не всё шло гладко и идеально, по традиции той поры недостатки строительства подвергались критике. Ещё в начале 1934 года местная пресса писала, что на площадке [строительства] Дома печати создалось нетерпимое положение. Наша площадка намозолила глаза всей Казани. Мы имеем все возможности завершить сооружение Дома печати в ближайшее время...

Ответственность за медленные темпы целиком ложится на Татстройтрест и первую стройконтору. Работники треста чрезвычайно неохотно идут на встречу нуждам стройплощадки... Между тем, работы осталось не так уж много. Строительная часть, в основном закончена. Выведены все корпуса, здания покрыты кровлей, остеклены. Осталось лишь уложить 20 тысяч штук кирпича и закрыть крышу фасадного корпуса. На первом корпусе (печатный и наборный цехи) осталось сделать магнолитовые полы, в фасадном корпусе - внутренние переборки, паркетные полы, штукатурку и остекление. Но когда будут окончательно завершены эти работы - неизвестно...

...Отсутствие рабочих, знающих, например, мраморную штукатурку, задержит внешнюю отделку, которая угрожает затянуться до глубокой осени. Выход имеется лишь один: надо немедленно заняться подготовкой кадров по мраморной штукатурке.

Неудовлетворительно обстоит дело и с монтажом. В производственном корпусе «б» и «с», в котельной, в печатном и брошюровочном цехах отопление в основном проведено. ...[но] были случаи, когда в течение месяца отдел снабжения не доставлял на площадку ни одного баллона с кислородом. Из-за этого не производилась ответственная сварка, простаивали квалифицированные рабочие, стройка терпела огромные убытки.

Необходимо установить ещё три котла и начать монтаж корпуса «а» (наборный цех). Работы эти надо закончить до весны с тем, чтобы в мае широким фронтом развернуть работы по фасадному корпусу редакционно-издательского здания.

Основная трудность - это электромонтаж. ...Недостает двух трансформаторов, значительного количества кабеля, шнура, проводов. Снабжение этими материалами почти целиком зависит от междуведомственной комисси при Совнаркоме.

Сейчас подготовляется фронт для штукатурных и отделочных работ. Но плохо поступают пиломатериалы. Татстройтрест не обеспечил реализацию наших нарядов.

О строительстве Доме печати. Казань, 1935г.
Заметка о завершении строительства Дома печати
в местной периодике, 1935 г.

Всё же к 15-летнему юбилею Татреспублики строительство здания Дома печати, которое теперь олицетворяет в Казани эпоху конструктивизма в архитектуре, было завершено. В планировочном решении четырёхэтажного здания ТатКнигоИздата были широко использованы образцы лучших американских типографий и опыт проектирования и строительства зданий отечественной полиграфии.
Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 108Kb)    
Интересным, хотя и не самым оригинальным решением, можно считать колонны первого этажа с широким шагом 5,2 метра, образующие открытую галерею, в этом месте визуально расширяющие не очень широкую улицу Баумана. На рубеже 60-70-х годов по субботам и воскресеньям на краю террасы галереи первого этажа куда выходили и витрины магазина №1 Таткниготорга, люди торговали б/у школьными учебниками. Чуть раньше, по воскресеньям же, здесь собирались казанские коллекционеры – нумизматы и филокартисты. Сам Дом Печати до недавнего времени официально считался одним из интереснейших памятников конструктивизма советской эпохи. Раньше здесь располагался ряд организаций, связанных с книгой, в т.ч. правление Союза писателей Татарии, клуб писателей им. Тукая. А в 1939-1941 гг. союз писателей здесь возглавлял поэт-герой Муса Джалиль. Находилось здесь и Татарское книжное издательство, а также полиграфический комбинат им.К.Якуба. В здании Дома Печати располагался и торговый сектор бывшего Татгосиздата, который с 1 января 1935 года перешел на полный хозрасчет с присвоением названия «Книготорг Татгосиздата». Книготорг имел свой расчётный счет № 66-1.501 в Татарской областной конторе Госбанка.

Но с 2007 года из Дома Печати вышвырнули последний (уже единственный) магазин Таткнигоиздата, который теперь ютится в подвале Нур-Маркета, а само издательство переселено в район «престижных» окраин. Что ярко демонстрирует отношение нынешних властей к вопросу развития национального издательского дела.
    Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 46Kb)
Ведь должно быть понятно, что нельзя национальную культуру полностью переводить на коммерческие рельсы. Не так высока рентабельность регионального полиграфкомбината, но у большевиков даже в 30-е годы нашлись деньги на его постройку, с намерением содержать здание за государственный счёт. И было время, когда его содержали достаточно неплохо по тем меркам. Но в каком состоянии было здание Дома Печати последние 30 лет, знает большинство казанцев. Особенно заметно это во дворе, который широкой аллеей поднимается мимо корпуса экс-полиграфкомбината к улице Профсоюзная.

Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 60Kb)   Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 61Kb)   Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 56Kb)   Дом Печати. Казань, 2009 (750х562, 58Kb)
Наружный двор бывшего Дома Печати.

Конечно, архитектурная ценность казанского Дома Печати, в тысячи раз уступает бывшей севильской табачной фабрике, расположенной в историческом центре столицы Хунта Андалусья. Но в Севилье есть куда как более интересные, более древние исторические и архитектурные памятники, но там не разрушается ни одно здание даже начала 20 века. А чем сугубо историческим может похвастать нынешняя Казань, кроме территории Кремля, разумеется? В нашей ситуации надо беречь памятники всех предыдущих эпох, ведь это наша история. Да, люди не должны жить в трущобах и развалюхах, как и работать в них. Все исторические здания необходимо реставрировать, и продумано решать их дальнейшую судьбу в аспекте собственности. К сожалению, подавляющее большинство недавних богатых собственников, лишь способствовало уничтожению важнейших архитектурно-исторических памятников Казани. Сравнивая недавние фотографии Дома Печати, можно заметить, что за несколько месяцев он заметно ухудшил своё состояние, пропал даже парапет у единственного балкона четвёртого этажа, наличествовавший ещё осенью 2008 года.

Дом печати. Казань, 2008 (750х562, 69Kb)   Дом Печати. Казань, 2008 (750х562, 93Kb)

Советское время наполняло пространство возле Дома Печати бурной жизнью, со всеми достоинствами и недостатками той эпохи. Здание разделено арочным проёмом на две неравные части. Длинную часть здания до арочного проёма тогда занимал магазин номер один Таткниготорга (ТКТ), витрина которого была оформлена другом моего папы – художником Муратом Рахманкуловым. Перед колоннами, отделяющими первый этаж от улицы, напротив первого магазина располагалась троллейбусная остановка». На втором этаже располагалось несколько учреждений, в т.ч. и Книжная палата, заместитель председателя которой, по общественной линии являлся председателем Республиканского общества книголюбов.

Первый этаж располагавшейся по другую сторону арочного пролёта, более короткой части Дома «Печати», занимал магазин «Политкнига» (№25 ТКТ), витрины которого также смотрели на улицу Баумана. Позже, со сменой приоритетов, место «Политкниги» заняло пожирательное заведение «Сытый папа». А книжный интерес утратил свою актуальность у нынешних горожан. Да и информация хлынула более широким потоком, появились новые носители информации, изменился темп жизни и её «формат».

В начале 1960-х годов мои книжные интересы определялись выбором папы и других родственников. Самой запомнившейся из поры дошкольного детства я бы назвал несколько книг. В первую очередь, папа читал мне о приключениях Робинзона Крузо.
    Издание Дон Кихота в адаптации Энгельгарда (750х562, 46Kb)
Эта книга в простеньком картонном переплёте была богато проиллюстрирована рисунками Гранвиля, а перевод оригинального текста Д.Дэфо там был переработан для детских мозгов, т.е. как говорят, адаптирован для детей. По многу раз просил папу перечитать приключения Робинзона и его помощника Пятницы. Еще на старой квартире дауани, либо папа, либо его сестра Ркия-апа, читали мне Лагинского Старика Хотабыча. Чуть позже мне читались похождения хитроумного гидальги дон Кихота Ламанчского, история которых была покрадена Великим Сервантесом в Толеде. Позднее Энгельгардом, видать, предвидевшим рождение в 1958 году Рустика, был осуществлён перевод этого произведения с испанского, нарочито адаптированный для детских мозгов. К чему это повествую? Да о временах ограниченного доступа к интересной книге. Позднее, когда уже стал заядлым книголюбом, озадачился поиском издания Корана переведённого на русский язык академиком Крачковским. Но найти его было очень сложно, один счастливый обладатель этого уникального для с оветской эпохи издания, Александр Иванович Дудченко просил за такой Коран немыслимую сумму. А вот как раз известный краевед и крупнейший казанский филокартист Абдулла Ибрагимович Дубин уверил меня, что в первой половине 60-х, когда Рустик упивался приключениями Робинзона, этот Коран свободно лежал на полках первого магазина Таткниготорга (ТКТ). Чем более советские люди приближались к моменту построения развитого социализма, тем острее начинал чувствоваться товарный дефицит. Хорошие книги, наряду с развлекательным чтивом, не избежали этой участи.

Старая Казань, магазин Букинист  на ул.Кирова (599х850, 87Kb)     
«Букинист» на ул.Кирова    
До начала 70-х не чувствовал недостатка в книгах, кои восполнялись дарениями родственников, походами в библиотеки и совместные с папой, набеги в Букинист на ул.Астрономическая. С годами книжные интересы изменились и я понял, что приобретение нужной литературы для собственной библиотеки имеет существенные трудности. Постепенно, я влился в т.н. «книжную мафию» и стал завсегдатаем букинистических магазинов, которых к тому времени в Казани было уже два: один на Астрономической, другой на Кирова. Около обычных магазинов ТКТ собирались люди узкого круга, некоторые из которых располагали информацией о событиях происходящих на книжной базе. Этот круг лиц, называвший себя «книжной мафией», имел первые номера в очередях к ожидаемому «выбросу» книжного дефицита. Первый магазин Таткниготорга, размещавшийся в Доме Печати, был самым крупным в городе, и потому сюда привозилось бóльшее количество экземпляров дефицитных книжных изданий, пользовавшихся очень высоким спросом. Книжный товар, часто включавший издания повышенного спроса, поступал в магазины Таткниготорга примерно с еженедельной периодичностью и, как правило, развозился по всем точкам в течении нескольких часов. Именно такое книжное поступление и называли завозом работники магазинов и «мафиозные» книжные жучки.

Постепенно перезнакомившись с «книжной мафией», выяснив их тактику и стратегию, я также стал попадать в лидеры очереди и мог рассчитывать приобрести здесь экземплярчик малотиражного издания выставлявшегося на прилавок даже в этого магазина, порой лишь в количестве 1-2 экземпляров. Кое-что с приобретённое здесь в ту пору, до сих пор «украшает» мои книжные пóлки. При каждом магазине Таткниготорга «тёрлась» своя, местная «книжная мафия», но лидеры из «мафии» первого магазина умудрялись схватить завоз сразу в нескольких магазинах. Таким образом «книжные мафиозники» восполняя недокупленные книги из завоза, поскольку в одни руки тогда продавалось ограниченное количество ассортимента. Корыстный интерес тоже имел место, порой дубликаты приобретали не только с целью дальнейшего книжного обмена, но и для перепродажи с ценой раз в десять дороже.

Кроме обычной «книжной мафии» приоритетом приобретения дефицитного ассортимента книг пользовались ветераны Великой отечественной войны, обслуживаемые вне очереди. Так что если в очередном «завозе» была какая-то детективная серия, «мафия» в уме прикидывала на сколько меньше экземпляров этих книг попадет в руки «книжных мафиозников». Т.е. как раз по количеству подошедших ветеранов.

Как-то так получилось, что и ваш повествователь «потрошил» не только завоз книжного дефицита в первом магазине, но и в третьем (ул.Татарстан), восемнадцатом (ул.Вишневского), а то и в крохотном книготорговом закуточке на ул.Ухтомского, также относившемся к магазинам ТКТ. Именно эта пора пополнила моё домашнее книжное собрание сериями «Античная литература», «Античная драматургия», «Библиотека восточной литературы». Хотя больше книг попадало, безусловно, из Букинистов и Академкниги.

Из завсегдатаев и лидеров очереди первого магазина ТКИ, помню Филаретова Сергея, Нелю-музыкантшу, «базовского» Рустика, Рамиля, «базовского» Марата. Кроме них сюда приходили, но не были лидерами очереди: Алик, Олег, покойный Лёня Сонц, Матвеев Игорь, Джаник-скрипач, Марат-скрипач, Рустик-юрист, Лёня Пресс, неудачливый Азат-шахматист…

Полиграфкомбинат им.К.Якуба  с окнами на Профсоюзной улице. Казань, 2008 (750х562, 87Kb)   Полиграфкомбинат им.К.Якуба  с окнами на Профсоюзной улице. Казань, 2008 (750х562, 79Kb)

На улицу Профсоюзную также смотрят окна бывших производственных помещений полиграфического комбината им.К.Якуба. Но этот участок и в советское время был неприглядным. Он являл собой маленький участок промзоны возникший в самом центре старой Казани. До революции Профсоюзная улица имела другое название – Малая Проломная. Её название перекликалось с прежним названием улицы Баумана – Большая Проломная. Именно в этих местах в 1552 году делался подкоп к стенам Казанского кремля, с целью положить туда заряд для пролома крепостной стены. Отсюда и пошло прежнее название этих улиц.

Но с приходом власти большевиков утратились не только подобные не очень красивые названия улиц. Убиралось и всё то, что не укладывалось в коммунистическую идеологию, отбрасывалось всё «старорежимное» и «реакционное», и появлялись новые, пролетарские названия, соответствовавшие духу перемен. Фамилии теоретиков и творцов коммунизма, соратников Ильича и «пролетарских» деятелей культуры, славили теперь в названиях улиц «наше светлое будущее», суровое настоящее и боевое революционное прошлое. Б.Проломная стала улицей имени пламенного революционера Баумана. В советских городах его именем называли центральные, но не самые главные улицы. Но хоть частное коллекционирование не особо приветствовалось идеологией построения социально-справедливого общества, именно на ул.Баумана в 60-е годы по воскресеньям собирались коллекционеры монет. Нумизматическую толкучку на пандусе Дома печати, существовавшую здесь в те годы, помню плохо. Приходил сюда только с папой, который исполнял некоторые мои бездумные капризы и покупал монетки, по странной прихоти приглянувшиеся Рустику.

Дом Печати. Казань, 2008 (750х562, 91Kb)
Дом Печати. Фото 2008 года.

    Дом Печати. Казань, 2009 (562х750, 82Kb)
Конечно, сейчас улица Баумана преображается не в ущерб внешнему виду, но утрата казанцами архитектурной истории города, даже советского довоенного периода, не вызывает радости. А ведь не очень давно об историко-архитектурных достоинствах здания Дома Печати можно было прочесть, что объёмно-пространственная композиция сооружения строится на органичном сочетании двух крайних объёмов (одинаковых по высоте, но различных по размерам) с третьим центральным задающим объёмом и выступающим на красную линию полукруглым объёмом лестничной клетки, соединённой переходами по верхним этажам, которые образуют с южной стороны на первом этаже сквозной проезд. Овальный объем лестничной клетки, выступающий из плоскости стены среднего объёма и лоджии перехода акцентируют симметрично расположенный вход в административные помещения здания.

Ахунов Рустем
28.04.2009

UPD: ноябрь 2011 г.

 

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Информационная поддержка и дополнения: В.М.Глухов (Ногайбек).

Казань в памятниках истории и культуры. ТКИ, Казань, 1982

Личный архив

Материалы НА РТ.

 

  Rustik68
©1998

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Республика Татарстан - Каталог сайтов Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz