|
|
|
|
|
Горького, 19 |
Пожалуй один из красивейших на ул.Горького - двухэтажный дом № 19. Он не выглядит новоделом, как после глобальной реконструкции это получилось с самым известным домом Кекина на той же улице. Хотя он тоже не новодел. Дом значащийся сейчас под №19 был построен для купца Чукашева в 1908г инженером К.П..Петровым по проекту архитектора К.С.Олешкевича. Здание до сих пор сумело сохранить свою историческую ауру, которой визуально лишились упомянутый дом Кекина, или дом Перцова (ул.Профсоюзная). В оформлении фасадов и интерьеров дома Чукашева использованы различные стили с преобладанием мотивов барокко и рококо, сдобренных масонской символикой, что было достаточно характерно для подобной претенциозной архитектуры начала ХХ века. Мы видим особняк, основной фасад которого хотя совмещён с красной линией, восточной стороной выходит на сад, примыкающий к этой стороне фасада.
|
|
|
|
|
|
|
Сад дома Чукашева |
|
Парадное второго этажа |
|
Парадная лестница дома Чукашева |
В знакомое мне советское время, первый этаж дома Чукашева занимала аптека, а второй этаж был отведен под «Дом архитектора». Такое назначение здания сохранилось и поныне, хотя вопрос с пропиской «Дома архитектора» в настоящий момент остаётся под сомнением. Аптека размещённая в здании интересна тем, что имеет (или имела) свою мини экспозицию «музея» аптечного дела. Парадный входы на первый и второй этаж дома Чукашева независимы. Главный вход на второй этаж с парадной лестницей, соседствует с самостоятельным входом в торговый зал аптеки.
Раньше с западной стороны, где располагается парадный вход, к дому примыкали кирпичные ворота с ажурной металлической решеткой. Помимо роскошного декора из лепнины и высокой барочной крыши лоткового типа (купол), композицию здания дополняют балконы второго этажа и ризалиты (выступы). Барочный купол крыши венчает северную сторону фасада. Причём, ризалит с этой стороны имеет антресольный этаж и эркер. Ризалит противоположной стороны украшен «чашами Грааля» и лепниной исполненной в рамках символики «Детей Вдовы». Колонны тоже связывают с числами. Если сдвоенные бетилы ведут родословную от столпов Мелькарта, и даже более древних культов, то три несущих колонны символизируют мудрость, силу, красоту — соответствующие трем руководящим чиновникам ложи. Ниши с ракушками, ракушкообразная лепнина, картуши, кадуцеи и «чаши Грааля» в других местах украшения фасада, дополняют эту символику. Потому, полагаю, неспроста именно это здание отдали под нужды «Дома архитектора».
|
|
|
|
|
Веранда на опорах выходящая в сад |
|
Окна веранды |
|
Кованые решетки окон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ниши с ракушками |
С восточной стороны фасад выходит имеет просторный балкон в виде веранды, которая смотрит в сад, теперь порядком заброшенный. Основа веранды покоится на бетилах соединённых арками. Интересным элементом внутреннего интерьера являются изразцовые печи, подробно о которых можно прочесть в статье А. И. Роденкова Печи в доме С.А.Чукашева в Казани.
Аптека находилась здесь и до революции, она относилась к торговым предприятиям числящимся по 3-му податному участку. В 1914 году аптекой заведовал провизор Шварц Юлий Иванович, аптека значилась под его фамилией. В это время в доме проживал со своим семейством врач Котелов, дочь которого Юлия, была ученицей частной женской гимназии Л.П.Шумковой. Причём, Екатерина Дмитриевна Котелова, по всей видимости, супруга врача, являлась учащей (т.е. учительницей) в той же гимназии Шумковой. Возможно, их дочь Юлия дружила с проживавшей здесь же Ольгой Горбовой, учащейся Мариинской женской гимназии.
К 1920 году аптека №14 на Большой Лядской улице относилась ведению Фарпода (фармацевтический подотдел) Губздрава располагавшегося тоже в «аптечном» здании – бывшем доме Грахе на Поперечно-Воскресенской (ныне Астрономическая ул.). Заведывал аптекой №14 на Б.Лядской улице всё тот же Юлий Иванович Шварц. Тогда же здесь квартировался сверхштатный сотрудник при кафедре оперативной хирургии казанского университета Котелов Владимир Иванович. Но если по состоянию на 1920-й год нашёл даже номер телефона «нашей» аптеки – 5-03, то справочник Успенского эту, в числе аптек 1925 года, лишь упоминает как аптеку Татмедторга №14 по Галактионова 33/57 без каких-либо ссылок на персоналии. Отсутствие информации, следствие того, что к сожалению это наименее полный справочник, автор которого не ведал о других послереволюционных, предшествовавших ему. Успенский ссылается лишь на опыт дореволюционных адрес-календарей и справочных книжек, но по полноте представленной информации чрезвычайно далек даже от самых ранних из них, однако в этом не его вина.
|
|
|
Cейчас дом Чукашева находится под опекой государственной «охраны», как памятник истории и культуры, о чём уведомляет специальная мемориальная табличка укреплённая на фасаде. В тексте мемориальной доски указано, что лица нанесшие вред объекту культурного наследия несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Про уголовную и административную понятно реально никого ещё не наказали. Но что подразумевается под иной ответственностью? Например, совершенно рядом с двухэтажным особняком Чукашева возвели 6-этажный дом, который доминирует над всеми остальными зданиями вв этом месте. Тем самым нанося определённый вред исторической среде. Интересна история этой шестиэтажки. о революции это был 2-х этажный дом. В советское время его этажность увеличили в два раза надстроив ещё два этажа. Совсем недавно, приплюсовали ещё два этажа. Таким образом этот домишко вырос в три раза! Теперь он заслоняет даже помпезную сталинку, в которой до начала войны жил поэт-герой М.Джалиль. В принципе, могли надстроить и больше этажей, старый фундамент, возможно выдержал бы и 9 этажей, но зачем строить свечки в исторической части Казани?
|
|
|
|
Соседство шестиэтажки |
Ажурная ковка кирпичных ворот примыкавших к западной стороне фасада не сохранилась, сейчас там новодельные металлические ворота. Но вот ограда окаймляющая сад особняка, если и не первоначальная, то как минимум ручной ковки. Такая же ковка у ворот ведущих в сад. При детальном рассмотрении металлического кружева ограды в ней можно заметить клёпку, соединяющую отдельные её детали. Сейчас так никто делать не будет. Проще соединять сваркой – получается быстрее и выглядит «монолитнее». Но и у старой ограды не везде заметны выступы клёпочных шляпок, хотя на ощупь они чувствуются в тех местах, где нет слоёв краски не очень много.
|
|
|
|
|
Новодельные ворота |
|
Ограда сада и двора соседнего дома |
|
|
|
|
|
|
Ворота сада |
|
Детали кованой ограды сада и двора соседнего дома |
Безусловно интересны детали внешнего интерьера самого особняка. Есть здесь и растительные и антропоморфные образы. Эркер поддерживают не атланты, а изящные кронштейны заканчивающиеся человеческими головами с львиным выражением лица. Львинообразность умело создаётся с усами и бородой. Сами головы коронованы венком из листьев омелы. Помимо образов головы, льва, венка, омелы, бороды с усами, в лепнине эркера «зашифрованы» и сакральные числа. В одном из окон особняка заметил символ макрокосма который можно то поднимать то опускать, выводя из поля зрения уличного наблюдателя. По всей вероятности, кем-то из биороботов посещающих дом архитектора, волевыми телепатическими посылами манипулирует Главный Архитектор Вселенной. Под действием этих посылов биороботы меняют положение пятиконечной звезды.
|
|
|
|
|
Эркер дома Чукашева |
|
|
|
|
|
|
|
|
Символ макрокосма видный в одном из окон здания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чаши Грааля, венки, дубовые ветви |
|
|
Рустем Ахунов: март 2012г.
UPD: 06.4.2012г.
Уважаемых посетителей сайта прошу оказать содействие материалами из ваших семейных архивов. Будут интересны любительские фотографии Казани 1990-х годов и более ранние.
Совершенно необязательно высылать сами фотографии или интересные документы. Достаточно отправить на е-мейл (см. в навигационной линейке вверху и внизу Контакт) скан или хотя бы фотокопию сделанную цифровой съёмкой. Сканы можно делать и в формате обычных jpg но желательно без сжатия. Разрешение сканирования от 400 dpi. При использовании ваших материалов на сайте или в печатной публикации, обязательно будет иметь место ссылка на каждого дарителя. На самой фотографии выложенной на этом сайте будет поставлен копирайтный значок уведомляющий от кого получен фотодокумент.
|